Чехов отмечал: «Если на стене висит ружье, то оно обязательно должно выстрелить». Писатель говорил о построении пьесы, суд же в Алтайском крае перенес эту истину в жизнь и оштрафовал краеведческий музей за нарушение норм хранения оружия. По мнению следователей, экспонаты были легкодоступны, любой посетитель мог дотянуться до смертельно опасных раритетов. Правда ружья и пистолеты 18 века уже не стреляли, да и вообще в музее опасность чаще грозит экспонатам, а не посетителям. От чего могут пострадать произведения искусства и как их сохранить на века – выяснила корреспондент телеканала «МИР 24» Екатерина Рогальская.
Время – главный враг для предметов искусства. Это знают в каждом музее. За столетия разрушиться может все. Но если соблюдать правила, можно продлить жизнь шедеврам Рембрандта и Тициана.
«Условия, при которых краска не высыхает, красочный слой не отделяется от основы и грунта и не выпадает - это влажность от 50% до 55% и температура 20-22 градуса», – отмечает заместитель заведующего Отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. Пушкина Светлана Загорская.
В Пушкинском музее в залах стоят специальные увлажнители воздуха.
В зале, где выставлены слепки, прохладнее, чем там, где живопись.
«Музей изначально был построен как музей слепков. Этот зал сохранился в своем первозданном виде. Для слепков нужен немного другой режим. Зимой мы специально не поднимаем здесь температуру. Некоторые спрятанные в стенах батареи отключены, потому что самое страшное для гипсовых слепков – это сухость», – поясняет Загорская.
Еще одна серьезная угроза для музейных работ – невнимательные гости. Несколько лет назад в нью-йоркском Метрополитен-музее посетительница потеряла равновесие и упала на картину Пабло Пикассо «Актер». На полотне стоимостью 130 миллионов долларов образовалась огромная дыра.
В 1958 году в Музее современного искусства строители решили покурить возле картин, прикрытых тканью. Огонь вспыхнул мгновенно и уничтожил многие произведения, в их числе была и картина серии «Водяные лилии» Клода Моне.
Иногда вредители действуют незаметно. Небольшой музей в Иркутской области лишился экспоната из-за моли. Насекомое прогрызло несколько дыр в чучеле лося. В результате экспонат пришлось выбросить.
Одни из самых недолговечных музейных ценностей – книги. Их может уничтожить и пожар, и потоп, и плесень. В Театральном музее Бахрушина – одна из самых современных систем хранения.
«Передвинуть мобильные секции с книгами можно без труда, причем я сразу двигаю не один шкаф, а целую секцию. Сейчас мы с вами находимся в хранилище редкой книги отдела книжного фонда. Здесь хранятся наиболее ценные высокохудожественные издания», – отметила заведующая отделом книжного фонда Музея Бахрушина Татьяна Бонилья.
В музее есть солидная коллекция фотонегативов. Им уже больше ста лет, но до сих пор можно разглядеть четкую и яркую картинку.
«Температура должна быть следующей: если негативы на негорючей основе, то плюс 10 градусов, если на горючей – а у нас таких нет, то минус 5, то есть по факту такие негативы должны храниться в холодильниках», – пояснила заведующая отделом фотонегативных документов Музея Бахрушина Светлана Шамшилина.
В помещении не так холодно, как должно быть. Но сотрудники уверяют: негативы будут храниться еще очень долго. Многие из них принадлежали основателю музея Алексею Бахрушину, большому поклоннику театра. Он коллекционировал костюмы, реквизит, фотографии артистов и в итоге открыл театральный музей.
В этом отделе находится шкаф и ящики для хранения, которые заказывал ещё сам Бахрушин. Мы можем заглянуть сюда, но для этого нужно надеть перчатки.
Некоторые ящики для хранения уже сами по себе представляют музейную ценность, в них – фотографии знаменитостей: оперного певца Шаляпина, актрисы Ермоловой. Работать с этими документами можно только в перчатках.
Аккуратность и порядок – главные слова в музее. Только благодаря им можно сохранить бесценные произведения на века.
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»