Сегодня юбилей отмечает одна из главных достопримечательностей Москвы – памятник Минину и Пожарскому. Изначально его планировали поставить в Нижнем Новгороде, но скульптор Иван Мартос настоял, чтобы его творение установили на Красной площади. Историю памятника изучил корреспондент «МИР 24» Роман Гальперин.
4 марта 1818 года. Москва, Красная площадь. Торжественное открытие памятника Минину и Пожарскому. Это событие произвело эффект разорвавшейся бомбы. Во-первых, это первый памятник в Москве. Во-вторых, никогда еще монументы не устанавливали в честь простых людей. Либо царям, либо императорам.
Его еще называют самым народным памятником той эпохи. Деньги на установку почти 150 тысяч рублей собрали всем миром. Глядя на Минина и Пожарского, люди того времени вспоминали не победу над польскими интервентами, а недавний разгром Наполеоновской армии.
«В начале XIX века шла Отечественная война. И в начале 17 века победоносная война. Тоже самое. Когда все слои объединялись одной идеей идея освобождения столицы», – рассказал историк-москововед Михаил Федоров.
Изначально памятник планировали установить в Нижнем Новгороде, но скульптор Иван Мартос убедил императора Александра I: Минин и Пожарский должны стоять в центре Красной площади. К храму Василия Блаженного его передвинули уже при советской власти. Официально потому, что мешал военным парадам. Но есть и другая версия.
«В 1924 году после смерти Ленина, на Красной площади появился его Мавзолей. И он оказался аккурат напротив Минина и Пожарского. И получилось вот такое идеологическое несоответствие. Памятник, поставленный при царском режиме, указывает рукой не на Кремль, а на Мавзолей», -отметил научный сотрудник государственного исторического музея, куратор выставки Евгений Лукьянов.
Памятник Минину и Пожарскому это еще и шедевр литейного искусства. Впервые монумент отливали не по частям, а целиком. На это ушло 10 часов и больше тысячи пудов меди с латунью. Такого не то, что в России, в Европе никто не умел.
Глядя на памятник, многие узнавали образ скульптора. Не в главных фигурах, конечно, а вот на этом барельефе. Сам Иван Петрович Мартос не скрывал, что изобразил здесь себя в роли отца, который отправляет своих сыновей на войну.
Долгие годы памятник был бесхозным. В 2016 году его передали на баланс Исторического музея. Там должны были отреставрировать монумент. К юбилею не успели, капитальный ремонт наметили на лето этого года.