17 марта исполнилось бы 80 лет великому танцовщику и хореографу Рудольфу Нуриеву. Он вошел в Книгу рекордов Гиннесса как абсолютный рекордсмен по количеству вызовов на бис – 89 раз за один вечер. Нуриев, уроженец Уфы, прославил русский балет на весь мир, передает корреспондент «МИР 24» Наталья Дюжикова.
Говорили о его дикой, даже звериной пластике. 20-летний выпускник Ленинградского хореографического училища Рудольф Нуриев покорил экзаменационную комиссию. Три года спустя он покорит весь мир.
Кто мог подумать, что этот «неудачник» в балете, как его называли, начав заниматься в 17 лет, станет величайшей звездой. В лучшую балетную школу страны он приехал из далекой Уфы. Терпя насмешки, занимаясь до изнеможения в залах, он, казалось, сделал невозможное.
Фото: Белинский Юрий/ТАСС
«Нуриев всех потряс своей динамикой, своей экспрессией, значимостью на сцене. Когда он выходил, уже никого не видели», – говорит балетный критик, профессор академии Русского балета имени Вагановой Ольга Розонова.
Самый грандиозный «прыжок» он совершил не на сцене, а в парижском аэропорту Ле-Бурже. В 1961 году труппа Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова была на гастролях. Нуриев покорил всех своим темпераментом на сцене и вне ее. Неожиданно из Москвы пришел приказ: вернуть Нуриева домой. Танцовщик не на шутку испугался. В аэропорту он бросился к французскому полицейскому и сразу же попросил политического убежища.
Сенсация оказалась лучшей рекламой. Уже через месяц он выступал в Париже, потом – в Дании. А через полгода Нуриев – звезда Лондонского королевского балета. Вот он с прима-балериной Марго Фонтейн. Однако успех не давался легко. Нуриев буквально жил на сцене. Никто до него столько не выступал – 300 спектаклей в год, чуть ли не каждый день. Он едва успевал перелетать из одной точки планеты в другую.
Фото: Белинский Юрий/ТАСС
Нуриев ввел в мужской балет и новую манеру – высокие полупальцы. Раньше мужчины танцевали не так ярко, а после начали летать и кружиться как Нуриев.
«У него были коротковатые ноги, он хотел удлинить свою фигуру. Это первое. Второе - высокое пассе, когда ногу держат высоко. Вот это высокое пассе давало еще дополнительную графику, остроту, резкость рисунка», – говорит балетный критик.
Беда пришла на вершине успеха. К 50 годам балетмейстер Нуриев – мультимиллионер, владелец квартир по всему миру и двух островов с диагнозом СПИД. За несколько лет до смерти, в 1987 году, ему разрешают впервые въехать на территорию СССР навестить в Уфе больную мать. В 1992 году сам умирающий артист в последний раз посетит Казань, чтобы дать свое имя международному фестивалю балета.
Фото: Белинский Юрий/ТАСС
Подробнее в сюжете: Театр