В результате пожара в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерове, по данным МЧС, погибли 64 человека. Из них 41 – это дети. Еще 14 человек были госпитализированы, им сейчас оказывается необходимая помощь.
Помимо тех жертв трагедии, чья судьба известна, несколько пришедших в ТЦ в тот роковой день детей и взрослых числятся пропавшими без вести. Родственники заявили об их пропаже, однако ни самих людей, ни их тел спасатели и правоохранители пока не обнаружили. По данным властей, в этих списках значатся 39 человек. В свою очередь, инициативная группа граждан, собравшая свой неофициальный лист, сообщает о более чем 80 пропавших.
Кто и как составляет списки пропавших без вести, почему данные разнятся и есть ли шансы на спасение у до сих пор не обнаруженных посетителей «Зимней вишни», выяснил корреспондент «МИР 24».
Вообще «пропавший без вести» – это конкретный юридический статус. Его присваивают гражданам, о местоположении которых ничего неизвестно в течение определенного времени. Конечно, когда человек бесследно исчезает в результате трагедии – процедура существенно упрощена.
Важно, что в отличие от умерших, без вести пропавшие остаются при своих правах и обязанностях. Например, никто не может отнять у них собственность, но при этом за них нужно будет платить налоги. В определенных случаях родственники или связанные с пропавшим правовыми отношениями лица могут исполнять за него некоторую хозяйственную деятельность. Ответственного человека в данном случае назначают органы опеки и попечительства.
Умершим пропавшего без вести могут признать в течение пяти лет, либо в течение полугода, если он пропал при обстоятельствах, угрожающих смертью. Таким образом, если пропавших в Кемерове не обнаружат в течение шести месяцев, их признают умершими.
Чаще всего пропавшими без вести становятся люди, установить личность которых невозможно по останкам или тела которых не могут опознать родственники. В первую очередь это жертвы хищных животных, схода лавин и пожаров. В ситуации с последними тело погибшего может выгореть до состояния пепла, что не позволит установить личность жертвы.
Из-за того, что обезображенные огнем тела тяжело опознать родственникам, часто применяют дактилоскопический метод опознания погибшего. Часто отпечатки пальцев – последний шанс на определение личности умершего. Правда, в федеральной базе данных присутствуют лишь дактилоскопические данные осужденных, военных, правоохранителей, спасателей и людей, которые сами согласились сдать свои отпечатки.
Часть тел уже опознали родственники, однако в некоторых случаях потребуется провести экспертизу ДНК, которая займет до двух недель, заявил председатель СКР Александр Бастрыкин. Если же пропавшего не смогут опознать и с помощью генетического теста, то умершим его могут объявить в судебном порядке лишь через шесть месяцев – на основании ст.45 ГК РФ.
По актуальным на вечер 27 марта данным Следственного комитета России, в ведомство поступили заявления о пропаже 67 человек во время пожара в Кемерове. Тела 59 погибших найдены и доставлены в морг, рассказала офпред СКР Светлана Петренко. При этом опознан пока лишь 21 человек. Многие тела повреждены, поэтому без генетической экспертизы установить личности будет невозможно.
Несмотря на эти официальные данные, созданный родственниками жертв пожара штаб собрал информацию о 85 пропавших без вести, причем ни одна фамилия в этом списке не повторяется. Так кто же прав и почему данные расходятся?
Истина, как обычно, где-то посередине. СКР располагает исключительно данными об обращениях к ним родственников, при этом некоторые заявления могли быть ложными, а часть пропавших при пожаре могли не иметь родственников. С другой стороны, создавшие свой собственный список граждане имели еще меньше возможностей отсеять ложные сообщения. Да и сами составители признают, что информация не проверялась.
Часть людей, которых на данный момент разыскивают родственники, вообще могли не оказаться на месте пожара. Возможно, после ссоры или неприятной жизненной ситуации человек ушел из дома в неизвестном направлении, а родственники, волнуюсь за него на фоне трагедии, пишут соответсвующие заявления.
Пожар в четырехэтажном торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерове произошел 25 марта. Очаг возгорания находился на верхнем этаже, в зоне, где располагаются кинозалы и детские игровые. В результате пожара, по официальным данным, погибли 64 человека, в том числе 41 ребенок. Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по ст. 109, 219 и 238 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности»; «Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»; «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».
В Кемерово после трагедии прилетел президент России Владимир Путин. Он посетил место пожара, пообщался с пострадавшими и объявил 28 марта днем национального траура в РФ.