12 апреля все православные верующие отметят двунадесятый праздник Вербное воскресенье, или, по-другому, Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье празднуется ровно за неделю до Пасхи и предваряет Страстную неделю, когда православные верующие вспоминают о последних днях земной жизни Иисуса Христа.
По традиции, в этот день всегда освящали веточки вербы, но в условиях карантина делать это не рекомендуется. Как быть с вербой и традициями подготовки к Пасхе в целом, рассказал в интервью «МИР 24» первый проректор Свято-Филаретовского института Дмитрий Гасак.
«Я думаю, что надо просто выглянуть в окно, выйти на балкон, полюбоваться на эти вербы и другие растения и возблагодарить Господа Бога. Наступает весна, и возвращается красота, природа оживает. Я думаю, что это будет вполне достойно Вербного воскресенья», – сказал богослов.
«Всегда нужно помнить, что всякая вещь освящается словом Божьим и молитвой – нашим живым обращением к Господу Богу. И пусть в этом году ветви вербы освятятся на своем месте, останутся при своих корнях», – добавил Дмитрий Гасак.
Сейчас для православных наступают страстные и пасхальные дни. «Конечно, трудно себе представить это время без храма, без богослужения, без того, чтобы собраться вместе на молитву, без крестного хода. Но что теперь делать? Мы должны в церкви отвечать друг за друга, и, если кто-то не боится инфекции и болезни, он должен думать прежде всего не о себе, а о других», – говорит Дмитрий Гасак.
«Сейчас церковь должна свое единство проявить не в посещении храма, а в единстве духа и церковного сознания. Тем более, что патриарх обратился к людям с просьбой сейчас воздержаться от посещения храмов», – отмечает священнослужитель.
По словам богослова, иногда жалко, что в условиях карантина не хватает заботливого, прямого открытого пастырского слова. Можно только сожалеть, что далеко не все священники таким образом общаются с народом, в том числе посредством всех тех возможностей, которые сейчас есть. Ведь коммуникационные технологии позволяют обратиться к каждому человеку индивидуально. «Но важнее, что сейчас испытывается церковное самосознание, церковная солидарность», – говорит Дмитрий Гасак.
Фото: ТАСС
О том, какие главные идеи несет нам Вербное воскресение, рассказал в интервью «МИР 24» ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института, богослов, священник Георгий Кочетков.
«Этот день напоминает нам о главном событии в истории человечества – о победе Христа над смертью, над царящими на земле грехом, разделением, страхом. То есть над всем, что держит людей в рабстве», – говорит он.
О том, как Господь вошел в Иерусалим, рассказывают все четыре евангелиста. В этот день Иисус, исполняя в точности древнее пророчество о Мессии, въехал в город на молодом ослике, при ликовании народа, окруженный друзьями, учениками и почитателями. Народ, узнав о его приезде, встречал его, как встречали в то время царей и победителей: с пальмовыми ветвями в руках, расстилая перед ним свои одежды. «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, царь Израилев», – восклицала толпа. «Народ готов был признать Иисуса земным царем. Находясь под римским игом, израильтяне ждали от чудотворца политического освобождения. В то время как Христос нес им совсем другое: Царствие небесное, избавление от грехов через его крестный подвиг», – рассказывает священник.
С духовной точки зрения, Иерусалим символизирует собой душу человеческую, а вход Господа в Иерусалим – его вхождение в нашу душу.
«Главное, приняв Господа в душе, не отвергнуть и не предать его в себе, как это сделали с живым Иисусом жители Иерусалима», – говорит отец Георгий Кочетков
«Этот вход знаменует приход царя и победителя над всем, что держит людей в рабстве: над злом, смертью, царящими на земле грехом, разделением, насилием, страхом, – поясняет священнослужитель. – Да, мир не мог еще его принять, узнавания хватило только на краткую встречу. Но сама эта встреча сохраняется в нашей памяти. И от нас зависит, как мы живем после нее дальше».
По словам отца Георгия, указанием на то, какое именно царство несет Христос, был ослик – символ мира, о котором говорилось в древнем предсказании, в противоположность коню, на котором въезжал бы царь земной. К слову, многие современники, даже узнававшие в Иисусе Мессию, предполагали, что он пришел, чтобы захватить политическую власть путем вооруженного восстания и освободить Израиль, который находился на тот момент под римской оккупацией.
«Однако Иисус показывает какой-то совершенно иной образ победы, безоружной победы его любви над силами зла, – говорит священник. – У него нет внешней власти, нет политической программы, но притягательна внутренняя сила его духа, его целостность, его сострадание и открытость людям. На эту силу отзываются те, чьи сердце и совесть открыты Богу, и они хотят быть его учениками, быть в общении с ним. Именно этой силой Христос создаст на земле Церковь как собрание тех, кто хочет разделить его путь. Даже враги Христа, принимая решение о его казни, с досадой говорят: «Весь мир идет за ним», хотя на тот момент за ним идет лишь небольшая горстка учеников».
Согласно евангельскому описанию, люди, радостно встречавшие Христа, который за несколько дней до своей казни въезжал в город, приветствовали его пальмовыми ветвями. А поскольку на Руси пальму встретишь не часто, то в русской традиции ее заменили веточки вербы, поэтому и Вербное воскресенье. А в англоязычной традиции Вход Господень в Иерусалим по-прежнему называется Palm Sunday – «Пальмовое воскресенье».
В праздник Входа в Иерусалим положено некоторое послабление в посте: разрешается рыба и морепродукты. Только те, кто постится, знают, как это много и как утешительно – посреди строгого поста позволить себе простые удовольствия. Но после захода солнца наступает время самой строгой, Страстной седмицы, и все послабления заканчиваются. Начиная с воскресного вечера, в течение всей Страстной недели важно прожить и прочувствовать воспоминания о том последнем земном пути, который совершил Иисус Христос, говорит отец Георгий.
Подробнее в сюжете: Русская православная церковь (РПЦ)