Плато Наска в Перу вновь стало источником научной сенсации. На знаменитой горной площадке обнаружили 50 новых геоглифов. На этот раз неизвестные мастера поразили ученых изображением воинов культуры Паракас. Обнаружили огромные рисунки с помощью беспилотников с фотоаппаратами и 3D-сканеров, передает Science Alert.
С конца 1930-х годов геоглифы находят более или менее регулярно. Так, до апрельского открытия удача улыбнулась ученым в конце 2017 года. Тогда в перуанской долине Палпа – соседке Наска, ученые нашли 70-метровое изображение косатки. Этот древнейший в долине рисунок ученые долгое время считали утерянным. «МИР 24» вспомнил, где еще находили огромные загадочные рисунки.
КАРТИНЫ С ИСТОРИЕЙ
Геглифы – больших размеров геометрический или фигурный узор на земле, рассмотреть который можно, как правило, только с высоты. Создать геоглифы можно несколькими способами. Снять верхний слой почвы и линиям предполагаемого узора. Также орнамент можно выложить насыпав по его контуры щебень или выложив крупные камни. Кроме того, по рисунку можно высадить большое количество деревьев. Некоторые исследователи древних изображений убеждены, что без внеземного вмешательства здесь не обошлось. Сейчас ученые знают о десятках геоглифах. На них изображены птицы, пауки, цветы и геометрические фигуры.
Наиболее известны геоглифы плато Наска в Перу. Считается, что им более двух тысяч лет. Еще в 1553 году испанский священник и географ Сьеса де Леон сообщил о геоглифах Наска. «По всем этим долинам и по тем, что уже пройдены, на всём протяжении идёт прекрасная, большая дорога инков, и кое-где среди песков видятся знаки, чтобы угадывать проложенный путь», – писал исследователь. Еще раз геоглифы открыл 1939 году американский археолог Пол Косок, пролетевший над плато на самолете.
С 1941 года немецкий математик Мария Райхе приступила к изучению загадочных линий. Она точно измеряла и записывала все размеры и координаты геоглифов. В 1955 году плато Наска хотели засадить хлопком, однако Райхе удалось защитить памятник от системы искусственного орошения и дать надежду на научное исследование культуры Наска – яркой загадке доколумбовой Америки (200 г. до н. э. – 600 г. н. э.).
В 1947 году вышла первая научная публикации о «линиях пустыни Наска». С тех пор ученые и дилетанты стали гадать, кто и зачем расчертил километры плато.
Очередной всплеск интереса к рисункам в Перу вызвала книга 1968 года «Воспоминания о будущем» Эриха фон Деникена. Автор писал, что загадочные рисунки Наски – это «взлетно-посадочные полосы инопланетян». Казалось бы, эта совершенно фантастическая версия стала очень живучей.
В 1997 году экспедиция Германского археологического института при поддержке швейцарско-лихтенштейнского фонда зарубежных археологических исследований начала изучать геоглифы в районе местечка Пальпа рядом с Наска. Руководитель группы Маркус Райндель утверждал, что «чтобы понять геоглифы, нужно всмотреться в людей, создававших их».
В результате ученые нашли недалеко от Пальпы остатки древних поселений, руины каменных домов и гробниц. В захоронениях при этом были найдены образцы керамики и золотые цепочки с фигурками рыб и китов. Таким образом археологи сделали вывод, что культура Наска была со сложной иерархией и своей элитой.
В 1946 году немецкий математик Мария Райхе приступила к изучению загадочных линий. Она точно измеряла и записывала все размеры и координаты геоглифов. В 1955 году плато Наска хотели засадить хлопком, однако Райхе удалось защитить памятник от системы искусственного орошения и дать надежду на научное исследование культуры Наска – яркой загадке доколумбовой Америки (200 г. до н. э. – 600 г. н. э.).
Новый всплеск интереса к рисункам в Перу вызвала книга 1968 года «Воспоминания о будущем» Эриха фон Деникена. Автор писал, что загадочные рисунки Наска - это «взлетно-посадочные полосы инопланетян». Казалось бы, эта совершенно фантастическая версия стала очень живучей.
В 1997 году экспедиция Германского археологического института при поддержке швейцарско-лихтенштейнского фонда зарубежных археологических исследований начала изучать геоглифы в районе местечка Пальпа рядом с Наска. Руководитель группы Маркус Райндель утверждал, что «чтобы понять геоглифы, нужно всмотреться в людей, создававших их».
В результате ученые нашли недалеко от Пальпы остатки древних поселений, руины каменных домов и гробниц. В захоронениях при этом были найдены образцы керамики и золотые цепочки с небольшими фигурками рыб. Таким образом археологи сделали вывод, что культура Наски была со сложной иерархией и своей элитой.
Во время раскопок группа Райнделя находила артефакты культуры Паракас (800 – 200 годами до н. э.). Ранее, в 1927 году, перуанский археолог Хулио Тельо обнаружил на пустынном полуострове Паракас отлично сохранившиеся 423 мумии. До Райнделя считалось, что жителя территории Наска переняли лишь позднюю эпоху культуры Паракас. Однако оказалось, что это не так. На плато Наска археологи нашли остатки поселений, могильников, керамики и тканей, относящихся ко всем стадиям культуры Паракас. Это позволило ученым сделать вывод, что культура Наска является наследницей более ранней культуры Паракас. Самые ранние памятники Паракаса относятся к 1800-800 годам до н. э. Райндель считает, что к этому времени относятся и первые примеры геоглифов.
ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ ХУДОЖНИК
Если все-таки брать в расчет рукотворную и земную природу происхождения этих рисунков, то остается вопрос зачем. Возможно, таким образов древние индейцы общались с божествами, надеясь их порадовать или сообщить о себе важную информацию. Еще одна версия – рисунки и линии собираются в календарь или астрономическую карту, принцип работы которых современным ученым пока недоступен. Возможно, что древние рисунки олицетворяли тотемы – родовые знаки людей, живших в этой местности. Еще одна теория, что с помощью ровных линий индейцы отмечали подземные ручьи.
Среди ученых, считающих геоглифы Наска рукотворными, тоже есть расхождения во мнениях. Так, одни полагают, что геоглифы создали представители культуры Наска, другие – уверены, что над изображениями потрудились представители культуры Паракас. Есть версия, что индейцы создали эти изображения, выкапывая верхнуй слой грунта. Противники этой гипотезы парируют – тогда к огромным изображениям тянулись бы многочисленные тропинки. Однако их нет. Вариант, что индейцы делали рисунки с воздуха, кажется совсем фанастическим.
Все составляющие конструкций – многочисленные круги, спирали, квадраты и прямоугольники, имеют идеальную геометрическую форму. Погрешность отклонения от оси не превышает пяти метров для линий длиной более пяти километров. Современные геодезические методы не позволяют проводить многокилометровые линии с такой четкостью.
В середине 1970-х годов плато Наска было объявлено археологическим заповедником и закрыто для посещений. Однако это не уберегло геоглифы от случайного вандализма. Так, в конце января текущего года перуанский водитель случайно повредил знаменитые геоглифы на плато Наска, сообщало Министерство культуры Перу в своем твитере. Мужчина проигнорировал запрещающий знак и выехал на заповедную территорию, повредив три геоглифа. Следы шин незадачливого водителя теперь красуются на площади 50 на 100 метров, а где-то под ними остались изображения загадочных рисунков.
НЕ ТОЛЬКО НАСКА
Основные лавры «родины» геоглифов принадлежать плато Наска в Перу. Однако всего в 30 км от города Наска находится плато Пампа-Пальпа, где тоже находится большое число геоглифов, отмечает triboona.ru. Многие из них до сих пор не изучены. Местные жители о них, конечно, знали давно, однако ученые «открыли» их для себя только в начале 1990-х. У рисунков в Наске и Пампе есть много общего – на обеих площадках неизвестные ландшафтные дизайнеры рисовали полосы и линии. Однако пампские рисунки имеют и свои отличия, в первую очередь обусловленные рельефом плато. Пампа – это множество невысоких холмов, на плоских вершинах которых нанесены четкие линии и полосы. Кажется, что вершины холмов специально срезали для нанесения геоглифов. Причем некоторые рисунки накладываются друг на друга, что говорит о том, что полосы создавались в разный период времени – среди них есть более поздние и более ранние работы. Человекообразный геоглиф есть и в Пальпе. Там антропоморфных изображений около десяти. Также в Пальпе можно разглядеть изображения животных и птиц.
Самым известным изображением Пальпы является «звезда». Это три круга: два малых и один большой в центре. Все они соединены линиями в общую композицию длиной в километр. В центре рисунка получается шестиконечная звезда из двух треугольников, в которые вписан двойной круг. В центре внутреннего круга есть два пересекающихся прямоугольника, в них квадрат, внутри которого 16-лучевая звезда. Плюс по всей композиции есть цепочки ям круглой формы. Такие сложные геометрических фигуры и их математическая точность поражают ученых.
Еще один загадочный геоглиф – «таблица». Она представляет собой прямоугольник на вершине невысокой горы. Прямоугольник состоит из пересекающихся, как на шахматной доске, пунктирных линий: 36 поперечных и 15 продольных. С воздуха этот рисунок блестит. Рядом с таблицей нарисован человек, а поверх него множество тонких линий. А уже на линии нанесен круг, который окружили восемь небольших квадратов.
Геоглифы непонятной природы находят и в России. Эта загадка удивительным образом пересеклась еще с одной таинственной историей – гибелью в горах в Свердловской области группы Дятлова. Так, исследователь загадочного исчезновения группы студентов Валентин Дегтярёв утверждает, что нашел недалеко от места гибели группы, перевала Дятлова, древние геоглифы - гигантские древние изображения, которые можно увидеть рассмотреть только с воздуха. Длина находки составляет приблизительно 10 километров, ширина – около пяти.
«Все рисунки, а их там десятки, выбиты в грунте, среди тайги. Никакого отношения к геологии или лесозаготовкам они не имеют», – подчеркнул исследователь.
Дегтярёв утверждает, что на огромные рисунки изображают комету, метеорит и некие врата. Это, по мнению исследователя, доказывает, что Дятлов и его товарищи зашли на священную для народа манси территорию и невольно осквернили ее. В отместку коренные жители могли убить туристов. Напомним, что туристическая группа Игоря Дятлова погибла в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года на Северном Урале в окрестностях горы Отортен. Причины гибели спортсменов не выяснены по сей день.
Древние геолифы есть и в Казахстане. Их обнаружили в 2007 году в Тургайской ложбине на юге Костанайской области страны. Кто и для чего их сделал, также остается загадкой. По мнению ученых, одна из наиболее вероятных версий, что древние люди использовали объекты в ритуальных целях, передает отмечает портал «Ветер странствий». Рисунок представляет собой свастику из насыпи. Диаметр рисунка – 94 метра. Справа от свастики расположены семь насыпей, слева – насыпь, по форме напоминающей гантели. Длина общего ансамбля – около 512 метров. Возраст казахских геоглифов пока точно определить не удалось. Ученые полагают, что им от 2 до 10 тысяч лет. Кроме Тургайской свастики на территории Казахстана известны еще 8 геоглифов: Уштогайский квадрат, Екидинский крест, два Ащитастинских креста, квадрат, кольцо и две линии.
Уштогайский квадрат представляет собой геометрическую фигуру из 101 насыпи. Длина стороны квадрата равна 287 метрам. На расстоянии 112 метров от северо-западного угла по диагонали расположены три кольца диметром 19 метров каждый. Исследователь казахского общества альтернативной истории Алпамыс Итаяков полагает, что этот и другие геоглифы построили древние великаны ростом месть метров. Сканирование Уштогайского квадрата показало, что в них нет захоронений, скорее всего они являются храмами древних солнцепоклонников.
Геоглифы делают и сегодня, в том числе в рекламных целях. Например, в 1970 году в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина в СССР высадили большое количество деревьев, которые складывались в надписи в честь вождя мирового пролетариата. В Белгородской области России есть высаженные из деревьев геоглифы «75 лет Прохоровского танкового сражения» и «100 лет Белгородской области». Современным геоглифом считают и Человек Марри в Австралии. Это изображение обнаружили с воздуха 26 июня 1998 года. Длина рисунка составлет 4,2 км. Средняя ширина борозд, образующих рисунок, равна десяти метрам. Рассмотреть его можно лишь с высоты от трех до десяти километров.
Подробнее в сюжете: История