14:37 24/04/2018

Больные и знаменитые: страшные недуги великих художников

Фото: Шарифулин Валерий © ТАСС

Ученые всего мира не теряют надежды доказать, что гением можно стать благодаря болезни. Так, в 2004 году медики из Гарвардского университета на основе 36 автопортретов известного голландского художника Рембрандта сделали вывод, что писать шедевральные полотна ему помогало косоглазие. К 2018 году эта гипотеза так и не получила научного подтверждения. «МИР 24» вспомнил всемирно известных художников, чьи тяжелые недуги не подлежат сомнению.

Михаил Врубель


Известный русский художник Михаил Врубуель, прославивший классику русского модерна, с самой молодости вел богемный и беспорядочный образ жизни. В 29 лет он пытался покончить жизнь самоубийством из-за нечастной любви к жене одного из заказчиков – Эмилии Праховой. Именно ее лицо изображено на  фреске в киевской Кирилловской церкви «Богоматерь с младенцем». Позже Врубель счастливо женился на певице Надежде Забеле, но это не спасло его от психологических проблем. С каждым годом автор знаменитого «Демона» становился все более раздражительным и агрессивным, все больше пил и спускал деньги на сомнительные развлечения.

В 1902 году, по настоянию семьи, Врубель показался психиатру, который поставил ему диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич». Вскоре после этого художника госпитализировали с острым психическим расстройством. Лечили живописца очень агрессивно –  в том числе, с помощью ртути.  Восемь лет с небольшими перерывами художник провел в психиатрической лечебнице. Несколько раз наступало улучшение, и его отпускали домой. Ударом для Врубеля стала смерть малолетнего сына, после которой его состояние ухудшилось, галлюцинации участились.  

Известно, что кроме психиатрических заболеваний, у Врубеля  был сифилис и неизлечимая спинная сухотка. Также в начале 1906 года художника поразила атрофия зрительного нерва. Однако работал он до тех пор, пока полностью не ослеп. В1910 году Врубель намеренно простудился и скоропостижно скончался от воспаления легких.

Винсент Ван Гог


Когда смотришь на картины Ван Гога впервые, может показаться, что он был позитивным  и легким на подъем человеком. На самом деле многие шедевры автор «Желтых подсолнухов» написал в лечебнице для душевнобольных. В больнице и за ее пределами художника страшно тяготило отсутствие общественого признания.

«От его картин приходили в ужас»:
  

Усложняли состояние  художника многочисленные заболевания, которыми он страдал. Во-первых, в клинике для душевнобольных ему поставили диагноз «эпилепсия височных долей». Ван Гога посещали ужасные галлюцинации, а во время припадков он мог есть краски, сидеть в одной позе по нескольку часов или, наоборот, часами метаться по комнате.

Руководитель психиатрической клиники в Сен-Реми, профессор Пейрон, ознакомившись с историей болезни Ван Гога, диагностировал ему острую энцефалопатию, то есть поражение головного мозга. Тем не менее, сегодня принято считать, что у Ван Гога был эпилептический психоз. Это редкий диагноз, который встречается только у 3-5% людей.

Во-вторых, помимо психиатрических заболеваний у него были сифилис, гонорея,  цинга, от которой выпали зубы, и алкоголизм (Ван Гог злоупотреблял абсентом). С  другой стороны, создал ли бы он свои шедевры, если был бы здоровым?

Эдуард Мане


Французский художник упорно боролся с художественным салоном Парижа, который на протяжении многих лет сурово критиковал картины мастера и не хотел принимать его в свои ряды. В год он мог рисовать по 15 картин, а в 1878-ом их число достигло 40.  Интенсивная работа приводила к повышенной утомляемости и слабости.

Со временем у Мане усилились боли в левой ноге, которые ранее уже давали о себе знать. Живописец и не подозревал, что эти боли могут быть симптомом серьезного заболевания. Он лишь уверял себя и других, что это просто ревматизм, который в их семье передается по наследству. Однако работать становилось все сложнее: ему постоянно приходилось садиться на диван, чтобы передохнуть и искать в аптеках сильные обезболивающие. В конце 1878 года Мане вышел на улицу, почувствовал сильную боль в ноге и пояснице и упал на асфальт. Врач поставил Мане страшный диагноз – атаксия (нарушение согласованности движений различных мышц при условии отсутствия мышечной слабости). 

К концу 1881 года Эдуард Мане с трудом передвигался с опорой на трость, а боли мучали его почти постоянно. Как раз в это время творчество Мане принимают в парижском салоне, но это уже не приносит художнику ожидаемой радости. Несмотря на тяжелвй недуг, он все же продолжает работать. Мане пишет картины до последнего дня жизни.

В ночь на 24 марта 1883 года нога Мане почернела и опухла. Врач диагностировал у него гангрену. После консилиума медики решили, что художнику необходима ампутация, однако из-за общего слабого состояния совершили ошибку, отложив операцию на три недели. Когда ногу ампутировали , шансы на выживание свелись к нулю. Из-за гангрены токсичные вещества повредили систему кровообращения, функционирование почек, печени и другие органы. Скончался Мане 30 апреля 1883 года. Позже медики постановили, что, скорее всего, у художника была спинная сухотка.

Борис Кустодиев


В 31 год у русского художника начала болеть рука. Сначала заболеванию он значения не предавал. Художник насторожился, когда появилась боль в шее и головная боль с рвотой. Через несколько месяцев боль стала настолько сильной, что будила Кустодиева во сне.

«Страдаю очень, особенно по утрам. Подлая рука моя болит вовсю и вместо улучшения с каждым днем чувствую себя все хуже и хуже. Боль адская, доводящая до крика», – так описывал свое состояние живописец.

Через год Кустодиев обратился к известному врачу Эрнесту Визе, который рекомендовал Кустодиеву сделать рентгеновский снимок и проверить, нет ли у заболевания внутренней причины. Симпатическое лечение не помогло художнику, и он обратился к Михаилу Яновскому, другому врачу. На тот момент его считали светилом русской медицины.

Яновский сказал, что причина болей – невылеченный старый бронхит. На самом  же деле врач подозревал туберкулез. Это одна их характерных особенностей того времени. Почти в каждом бронхите врачи видели туберкулез и отправляли больных, например, в Швейцарию к известному в этой области профессору Ролье.

Когда Кустодиев приехал в швейцарскую клинику, рентген Ролье ему так и не сделал, а вот туберкулез  шейного отдела позвоночника нашел. Больше года провел художник в санатории Ролье, но боли так и не прошли, лишь изредка затихали. Разочаровавшись, он уехал в Россию. На этот раз русские медики посоветовали художнику поехать в Берлин на прием к немецкому неврологу Герману Оппенгейму, который, в конце концов, поставил правильный диагноз.

«У вас никогда никакого костного туберкулеза не было. У вас заболевание спинного мозга, видимо, опухоль в нем, нужна операция», – сказал Оппенгейм.

Операцию провели 12 ноября 1913 года, движения в руках были восстановлены,  а вот в ногах начались боли. После операции художник вернулся в Россию, где его опухоль пытались лечить грязевыми ванными. Из-за войны все последующие операции можно было проводить только в России, после каждой из них состояние художника ухудшалось. Лишь в 1927 году Кустодиеву разрешили выехать на лечение в Германию, но было уже поздно. В мае 1927 года он простудился и умер от пневмонии.

Пьер Ренуар


В отличие от упомянутых художников, Ренуар тяжело заболел в зрелом возрасте. В 55 лет известный французский импрессионист неудачно упал с велосипеда. Травма развилась в ревматоидный артрит. Тогда об этом заболевании мало что было известно. Лучшие врачи разводили руками. Большую часть суставных заболеваний тогда лечили одним методом – курортными процедурами.  Превозмогая боль, Ренуар продолжал писать картины. Когда руки художника перестали сгибаться, он привязал к ним кисти. Последние годы Ренуар провел в инвалидном кресле. Все его тело сковал паралич. 

И все-таки о Рембрандте


Голландские культурологи не первый год пытаются развеять миф о бедности и тяжелой судьбе Рембрандта Харменса ван Рейна. По их мнению, именитый голландец, в отличие от многих художников, никогда в нужде не жил, хотя и имел крестьянское происхождение. Дело в том, что родители Рембрандта были зажиточными крестьянами в Лейдане  – втором тогда по величине городе после Амстердама. Юность будущего великого живописца пришлась на эпоху экономического подъема Нидерландов.

Как алкоголь убивал писателей?

Как портретист Рембрандт прославился быстро. Портреты он продавал богачам из Европы за кругленькую сумму. Материальная свобода, которую обрел художник, позволяла в оставшееся время заниматься некоммерческой живописью. Лишь в 1650 году популярность Рембрандта начала падать. У буржуазии поменялись вкусы, а художник больше не хотел под них подстраиваться. В 1658 году его настигло разорение. Почему художник вмиг обеднел? Нет, вовсе не потому, что его картины плохо продавались. Во-первых, Рембрандт любил хорошо жить: покупал очень дорогую одежду, вино и деликатесы. Во-вторых, он был страстным коллекционером.

Но окончательно в финансовую могилу его свело скупердяйство. Художнику всегда хотелось заработать еще больше. Доходило до того, что он скупал собственные картины за баснословные суммы и надеялся продать их дороже. Коллекционеры, конечно, картины покупали, но отнюдь не за те деньги, на которые рассчитывал Рембрандт. Поэтому в голландских музеях, где выставлены работы Рембрандта, часто говорят не только о его таланте, но и о тяге к деньгам.

В отличие от большинства  гениев, Рембрандт никогда не отличался ни эксцентричными манерами, ни девиантным поведением, ни проблемами со здоровьем. Он пережил свою жену и всех законнорожденных детей. Однако такая  судьба для  художника – скорее, исключение. Как показывает история, обычно за свой талант живописцы расплачиваются серьезными недугами.

Выставка картин известных голландских художников Рембрандта Харменса ван Рейна и Яна Вермеера проходит в Государственном музее изобразительных искусств А.С. Пушкина в Москве до 22 июля. Шедевры из коллекции Лейден в России выставляют впервые. Экспозиция относительно новая, ее сформировали только в 2003 году. По словам посетителей, очереди на выставку вполне терпимые. В будни нужно ждать около часа, в выходные – не более двух.  Для сравнения: примерно столько же требуется стоять в очереди на один аттракцион в любом из парков Диснейленда.