<script async custom-element="amp-youtube" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-youtube-0.1.js"></script>
Великая Отечественная покалечила их судьбы и лишила детства. Многие с первых месяцев войны остались сиротами. Как прожили жизнь и о чем вспоминают дети войны Молдовы, рассказывает корреспондент телеканала «МИР 24» Елена Кирка.
Для Лидии Васильевны Латьевой детство закончилось в июне 41-го. Николаевскую область, где она родилась, почти сразу оккупировали немцы. Бомбежки, сотни раненых – все это и сегодня перед глазами. О них женщина рассказывает в своей книге.
«Вот у меня рисунок. Это я возвращалась из госпиталя, в поезде ехали наши солдаты, и один солдат нарисовал меня. Это февраль 1945 года», – говорит она.
Отец ушел на фронт, мать с трудом могла прокормить троих детей. Лиде не было и четырех лет, когда ее ранило. Помощь никто не оказывал, лечения не было, началось заражение.
«Вся война по существу для меня прошла в страхе, в боли, криках. Всякие бабки, примочки, и кончилось тем, что я попала в немецкий госпиталь. А потом уже пришли наши, Украина была освобождена. Меня увезли в наш госпиталь, и ногу спасти уже не удалось, ногу отрезали», – рассказывает Лидия Васильевна.
Впереди было еще много лишений – смерть сестры Тамарочки, расстрел дяди. Война научила Лидию Васильевну главному – ценить жизнь.
«Я в общем-то рада, что родилась в том поколении. Пусть это была война, но я знаю, что у человека есть самое ценное, самое дорогое, что его держит на земле, стержень его внутренний, – мой народ, моя родина», – признается она.
В октябре 1941 года немцы оккупировали Брянскую область. Похоронка и портрет – все, что осталось у Елены Николаевны Иовчевой на память об отце.
«Есть с его братской могилы фотография. Это мой брат ездил старший, уже покойный. Привез оттуда баночку земли», – рассказывает она.
В 1944-м их дом разбомбили, родители погибли. Вместе с братьями и сестрой Елена Николаевна полтора года жила в землянке, построенной немецкими военнопленными.
«В этой землянке ничего не было. Был пол – земля и потолок – накат бревен, и все. И стены – земля. Притащили нам откуда-то огромный чан – типа бочки, в которой раньше кожу отделывали. На этот чан положили доски, бревна, постелили нам солому, и так мы жили, пока нас не распределили», – вспоминает она.
О жизни в детдоме и постоянном чувстве голода Елена Николаевна вспоминать не любит. Всю боль выливает в стихи. «Чьи же вы дочери, чьи же сыны, войной обожженные дети войны. Слишком рано взрослыми стали, на лицах следы глубокой печали»…
В день Великой Победы, 9 мая, смотрите на телеканале «МИР» многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны».