Пока в России только идут приготовления к 9 Мая, в далеком Буэнос-Айресе в минувшие выходные уже прошла часть мероприятий, посвященных Дню Победы. Наш аргентинский корреспондент Роман Устинов оказался в центре празднеств.
Началось все с традиционного «Бессмертного полка» или, как его тут называют, «Regimiento inmortal».
Во время памятного шествия в толпе виднелись флаги ДНР, СССР, георгиевские ленточки и, конечно, портреты отцов и дедов.
Удивительно было наблюдать русские лица в таком большом количестве на фоне южноамериканских пейзажей. В России «Бессмертный полк» в окружении пальм можно увидеть, пожалуй, только в Сочи.
На параде я насчитал около двух сотен человек, нестройными рядами идущих вдоль шумных улиц Буэнос-Айреса под знакомые песни «Катюша», «На безымянной высоте» и «Журавли».
Удивленные аргентинцы, глядя на развевающиеся флаги с серпами и молотами и, принимая меня за местного журналиста, спрашивали на испанском:
– Что это за шествие?
Приходилось объяснять.
Некоторые жители города высовывались из окон, перевешивались с балконов и останавливали свои машины, чтобы заснять процессию на мобильные телефоны.
Сами аргентинцы очень любят парады, забастовки, митинги и манифестации. Останавливает от шествий их обычно только плохая погода. Русским же никакие дожди не страшны. Пятое мая в Буэнос-Айресе началось с небольшого ливня, но на демонстрацию пришли многие, и молодые, и старые. Елизавета Петренко, руководитель русскоязычного молодежного движения «Феникс», пояснила:
– В Буэнос-Айресе акция «Бессмертный полк» проводится уже в третий раз.
Помимо Аргентины, в Латинской Америке она также проходит на Кубе, Коста-Рике, в Мексике, Бразилии, Чили и Никарагуа. Но самая массовая – именно тут, в Буэнос-Айресе. Власти страны особенно не препятствуют, согласовывать ничего не надо, достаточно их уведомить заблаговременно.
– А почему проводите сегодня, ведь до Девятого мая еще несколько дней?
– По закону подобные мероприятия можно проводить только в выходные. А 9-го числа, в отличие от России, тут рабочий день.
Колонна продолжала шагать под песни военных лет, привлекая внимание немногочисленных субботних прохожих.
– А Вы приходите к нам завтра, будем Георгиевские ленточки раздавать возле юридического факультета Буэнос-Айресского университета, – пригласила меня лидер молодежного движения.
На следующий день я примчал к факультету на велосипеде. Был воскресный день, и студентов почти не наблюдалось. Молодые симпатичные аргентинки, родители которых приехали из Союза и России в позднесоветское время или в начале девяностых, разгуливали по ступенькам университета в солдатских пилотках. Некоторые из них знают свою далекую родину лишь по фильмам да по рассказам старших. Однако, русский язык не забывают.
Мне – настоящему аргентинцу – повесили на грудь Георгиевскую ленточку.
Стихи и песни военных лет, с легким испанским акцентом, разлетались по окрестностям университета.
Я удивился, что в такой дали от дома, но с таким размахом отмечается этот не близкий по расстоянию, зато близкий по духу для русских аргентинцев праздник. Ведь бои за Сталинград, Курск и Киев гремели в тысячах километрах отсюда, а слова «...этот день мы приближали как могли» разносилось по улицам южноамериканской столицы, нарушая монолитный покой замершего на коне Сан Марти. Именно от монумента освободителю Аргентины стартовал с песнями «Бессмертный Полк». До памятника Жукову на Манежной площади в Москве отсюда ни много, ни мало – почти пятнадцать тысяч километров.
На девятое число, в день праздника, в Русском Доме Аргентины назначен концерт, премьера фильма про войну и просмотр Парада Победы. Увы, не в прямой трансляции: на момент начала Парада на Красной площади в Аргентине будет глубокая ночь.