<script async custom-element="amp-youtube" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-youtube-0.1.js"></script>
Акт о безоговорочной капитуляции нацистской Германии был подписан в 22 часа 43 минуты 8 мая 1945 года. Это было в Берлине. В Москве в это время уже настало 9 мая. Но Знамя Победы над Рейхстагом появилось раньше – 1 мая. Все знают фамилии красноармейцев, которые это сделали – Кантария и Егоров. Но это лишь каноническая версия. На самом деле и знамен было больше, и героев. В историю погрузился корреспондент телеканала «МИР 24» Максим Драгнев.
Это историческое фото – Знамя Победы на Рейхстагом. Но здесь не Егоров и Кантария, а киевлянин Алексей Ковалев. Фотограф ТАСС Евгений Халдей встретил группу солдат и попросил помочь. По факту – постановка, но все равно все рисковали жизнями.
«Мы видим событие спустя сутки. Они продолжали воевать. Их просто в определенный момент попросили показать, как это было», – говорит историк Сергей Белов.
Кантария и Егоров – эти фамилии знал каждый советский школьник. То самое Знамя Победы они подняли 1 мая. Это была настоящая военная операция, не менее важная, чем взятие Берлина: контролировал Сталин.
«Теперь за Красной Армией остается ее последняя заключительная миссия, а именно: довершить вместе с армиями наших союзников дело разгрома немецко-фашистских войск. Добить фашистского зверя в его собственном логове и водрузить над Берлином знамя победы», – говорил верховный главнокомандующий.
Историк Сергей Михеенков провел сотни часов в архивах. И пришел к выводу, что Егорова с Кантарией выбрали не просто так. Важно, чтобы команда была интернациональной.
«Они были хороши собой, разведчики, великолепный послужной список. Ну и русский, и грузин. Надо было подсластить пилюлю Верховному», – говорит он.
На самом деле был еще и украинец, замполит Берест. Под его началом проходила операция.
«Это человек сильный, мощный физически, волевой товарищ. И тут же был вызван Берест. И при мне же ему было поставлено партийное поручение – неотлучно находиться около знамени. Если что случится с Егоровым и Кантарией, должен сам лично взять это знамя и выполнить боевую задачу», – рассказывал Герой Советского Союза Федор Зинченко, командир 756-полка стрелкового полка.
Все это время в подвале сидели немцы, которые обороняли Рейхстаг. Они готовы были к переговорам с кем-то не ниже полковника. Русские солдаты смекнули: за полковника можно выдать лейтенанта Береста.
«Мы решили – Берест сойдет за старшего. Какую-то тужурку трофейную нашли, надели на него. Физиономия у него подходящая. Глаза горят огнем, плечи широкие», – вспоминал Степан Неустроев, Герой Советского Союза, комбат 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии.
Но Звезду Героя Бересту не дали. То ли маршал Жуков вычеркнул из списка, потому что политработник, то ли по другим причинам. А в честь Мелитона Кантарии назвали школу в Грузии. Его племянник, Борис, показывает фото знаменитого дяди. Гордится его Звездой и вспоминает: он не зазнавался, все в округе звали Мелитона просто Варламычем.
«Не зря он стал героем, такие люди героями становятся. Протягивал всем руку помощи. Он был не просто героем, он был настоящим человеком», – уверен Борис Кантария.
Вообще-то самое первое знамя, но на ступенях Рейхстага, установили разведчики Рахимжан Кошкарбаев и Григорий Булатов – по своей инициативе. Правда, командование это не впечатлило – слишком низко. Но сегодня в Казахстане Кошкарбаев настояший герой для страны и для близких.
«Абсолютно был обычным отцом, очень веселым, радушным, ярким и очень любящим. Он говорил – надо жить сегодняшним днем и смотреть вперед. Говорил, что история – это урок, но это в прошлом», – рассказывает его дочь Алия Кошкарбаева.
Во время штурма многие хотели отличиться, брали с собой самодельные флаги и флажки, несли под гимнастерками. Кто-то подсчитал, что Рейхстаг украсили около 40 советских знамен.
«Были бойцы, которые погибали на ступенях Рейхстага с флагом, кто-то погибал внутри в ходе схватки с нацистами», – отмечает Сергей Белов.
То самое Знамя Победы было на параде на Красной площади только в 1965-м. Пускай в торжествах участвует копия, но в красном цвете – кровь тех, кто бился за Брестскую крепость, Ленинград, Сталинград, оборонял Москву и штурмовал Рейхстаг.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе