<script async custom-element="amp-youtube" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-youtube-0.1.js"></script>
Девять миллионов тонн отходов ежедневно – серьезная нагрузка на планету. Выброшенный пакет нашли даже на дне Марианской впадины! Телеканал «МИР 24» уже рассказывал, что делать со старой одеждой, сломанной техникой, автомобильными шинами, ненужной пластмассой и разбитым стеклом. Но ведь есть еще и органика: остатки еды и даже трупы животных. Если не решать проблему сейчас, катастрофы не избежать. Корреспондент телеканала Родион Мариничев выяснил, как из таких отходов можно делать деньги.
Органических отходов в России каждый год образуется примерно миллиард тонн – это данные Росприроднадзора. По ГОСТам, они подразделяются на пищевые и биологические. К первым, помимо объедков, относятся продукты, произведенные с браком, а также просроченные. Биологические – это отходы животноводства, трупы павших животных, ветеринарные конфискаты, то есть продукция сомнительного качества, а еще промышленные отходы животного происхождения, например, обрезки шкур. Как и пищевые, биологические отходы состоят из натуральных компонентов. Тем не менее, от органики вреда порой не меньше, чем от того же пластика.
«Они являются источником так называемых парниковых газов, это метан и СО. Это тоже те естественные продукты разложения биологических отходов, которые поступают в атмосферный воздух», – объясняет Владислав Жуков, член Совета по вопросам АПК и природопользования.
Особо опасные органические отходы – павший скот. Это источник болезней, которые могут быть смертельными для человека.
Например, сибирская язва. В России последняя крупная вспышка произошла два года назад в Ямало-Ненецком автономном округе. Тогда жертвой стал 12-летний подросток, еще около 100 человек попали в больницы. В ликвидации очага даже задействовали военных.
Как потом выяснилось, к вспышке сибирской язвы привела аномальная жара: оттаяли старые захоронения скота, погибшего от этой же болезни много лет назад.
«Один из исторически сложившихся утвержденных способов – захоронение в специальных местах, они называются скотомогильниками. Это не радикальный способ, я сразу скажу. Это наследие является достаточно опасным для санитарно-эпидемиологического благополучия России», – предупреждает Жуков.
По данным МЧС, в России сегодня примерно 100 тысяч сибиреязвенных скотомогильников. Их можно найти практически во всех регионах. К примеру, в Подмосковье – 41 захоронение. Все до единого – советской эпохи.
…Меньше 100 километров от Москвы. На этом месте, начиная с 1936 года, как гласит надпись, хоронили скот, павший от сибирской язвы. По правилам, такие скотомогильники должны быть обнесены бетонным забором и охраняться. Но даже это не гарантирует безопасности. Ведь споры сибирской язвы могут быть жизнеспособными до 300 лет. А это куда больше, чем срок службы бетона.
Мария Петровна в местном совхозе проработала 30 лет. Об опасном захоронении говорить было не принято.
«Люди туда не ходили. Пройдут мимо – и пройдут. Как-то никто не интересовался этим делом», – говорит она.
Теперь же все скотомогильники в России, по возможности, собираются ликвидировать.
«Берутся пробы в пяти или семи точках, на определенной глубине. После этого исследуется грунт почвы на наличие спор сибирской язвы. И только после этого дается заключение о возможности строительства на данном участке того или иного объекта. Эти объекты должны быть не связаны ни с пищевым производством, ни с содержанием и выращиванием животных», – отмечает Ирина Сугробова, заместитель главного государственного ветеринарного инспектора Московской области.
С прошлого года хоронить животных в России вовсе запрещено. За нарушение закона – штраф до 5 тысяч рублей. Теперь – кремация.
Впрочем, есть еще один способ: не просто утилизировать туши, а утилизировать выгодно.
«Из трупов животных, из павших животных, мы получаем продукт. Это мясокостная мука и жир», – говорит Дмитрий Сергеев, пресс-секретарь агропромышленного холдинга.
В этом бункере и в этих цехах трупам дают вторую жизнь.
«Мы берем биологическое сырье, отходы, измельчаем их в мелкую консистенцию, потом они поступают в баки и там при высоком давлении, при очень высокой температуре, варятся. Таким образом, мы уничтожаем абсолютно все микробы», – поясняет Сергеев.
Мясокостная мука используется в комбикормах и удобрениях. Рынок удобрений в России в ближайшее время ожидает передел – благодаря новым технологиям переработки биоотходов.
А вот – первое в России предприятие по производству экологичных компостных удобрений из мусора. После сепарации в нем остается одна органика, которую помещают в специальные бетонные ванны и накрывают пленкой.
«Через 28 дней мы из одной ванны переложим в соседнюю ванну, чтобы материал перемешался. Опять накрываем пленкой, и после этого он лежит 14 дней», – говорит Александр Басов, управляющий.
Здесь под ногами – 700 тонн органических отходов, из которых получится примерно 500 тонн плодородного грунта. Все дело в мембранной пленке. Ее уникальные волокна выпускают пар, но внутрь не пропускают ничего. Благодаря этому под пленкой создаются определенные температура и влажность, которые способствуют процессу компостирования.
А дальше все происходит само собой. Никаких станков – только бактерии, благодаря которым за два месяца мусор превращается в универсальное удобрение.
Кубометр компостного удобрения стоит 800 рублей. Покупателей найти несложно: грунт пригодится и в сельском хозяйстве, и в озеленении.
«Очень хорошо пригоден под посев газона. Получается сочная, хорошая трава», – отмечает Дмитрий Кочетков, замдиректора подрядной организации.
В ближайшее время производство компостных удобрений из органического мусора в России собираются поставить на поток. Предприятия должны появиться по всей стране. Так что биоотходам найдут применение.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе