В этот уикенд в широкий российский прокат выходит фильм режиссера Кирилла Серебренникова «Лето». Премьера биографической картины о молодых музыкантах Майке Науменко и Викторе Цое состоялась накануне в рамках 29-го Открытого фестиваля «Кинотавр» в Сочи. Корреспондент редакции «МИР 24» встретилась с исполнителями главных ролей – актерами Ириной Старшенбаум и Тео Ю, чтобы выяснить, почему тема бунтующей молодежи 80-х остается особенно актуальной в 2018 году.
- О чем ваша песня «Восьмиклассница»?
- Анна Александровна, она о недопустимости половой распущенности.
- А вот эти строчки: «Я бездельник, мама, ууу...»?
- О том, как надо бороться с тунеядством, конечно.
- Боюсь спросить тогда, о чем «я сажаю алюминиевые огурцы на брезентовом поле...», о сельском хозяйстве?
В кадре: учительница русской литературы Анна Александровна, будущий первый состав группы «Кино» – молодые Виктор Цой и Леонид (прототип Алексей Рыбин), их общий друг, наставник и уже состоявшийся музыкант Майк Науменко. Черно-белая столовая обычной ленинградской школы, черно-белые стаканы компота и подростки, от лиц которых через черно-белую пленку рассыпаются цветные искры.
Казалось бы: разве можно в 2018 году снять что-то новое о Викторе Цое? Едва ли, ведь с момента его гибели минуло почти 30 лет, и за это время вышло более ста документальных фильмов о жизни легендарного музыканта.
Казалось бы: разве мог этот фильм получиться удачным? Едва ли, ведь на роль самого Цоя был приглашен корейский актер Тео Ю, не говорящий ни слова по-русски, а его коллеги по площадке - актриса Ирина Старшенбаум и музыкант Рома Зверь - только родились в волну популярности музыки 80-х.
И все же «Лето» получилось: теплым, понятным, непосредственным. Фильм устоял после волны критики со стороны основателя «Аквариума» Бориса Гребенщикова, который назвал его сюжет «ложью от начала до конца», а героев - «дешевыми московскими хипстерами». Устоял после того, как в разгар съемок началось расследование по делу Кирилла Серебренникова, после того, как сооснователь «Кино» Алексей Рыбин вообще запретил использовать свой образ в картине, а поклонники лидера группы «Зоопарк» Майка Науменко в один голос заговорили о том, что эта роль непосильна для актерского дебюта Ромы Зверя.
«Лето» правильнее назвать не подстрочным байопиком, а музыкальной фантазией на тему. Тему молодости, любви, свободы, которой так сильно не хватало поколению ленинградского рок-андеграунда 80-х. А после эпизодов, в которых черно-белые советские мужчины и женщины хором распевают строчки Игги Попа из песни The Passenger или пассажиры электрички подхватывают Psycho Killer постпанков Talking Heads, никаких сомнений о мнимой документальности «Лета» не остается. Это от начала и до конца художественное, игровое кино, которое именно таким и было задумано.
«Лето» о моменте, любви и музыке. У нас не было задачи спровоцировать кого-то или произвести хайп-впечатление», – отмечает актриса Ирина Старшенбаум. В фильме она сыграла роль бывшей супруги Майка – Натальи Науменко, единственной живой свидетельницы событий, описанных в «Лете». Именно Науменко была главным консультантом актеров и режиссера во время съемок.
«Играть настоящего, не выдуманного человека гораздо приятнее, чем вымышленного. Я ездила к Наталье в Вологду, чтобы услышать ее воспоминания о Цое и Науменко, и мы обе отнеслись к происходящему с большой ответственностью. Мы живем в эпоху снобизма, когда каждый высокомерно смотрит на другого, и доверять незнакомым людям становится страшно. Страшно, что снимут кино и заработают деньги на том, что осквернят твои воспоминания. У нас получилось иначе», – поделилась Старшенбаум.
Отобранный на роль Виктора Цоя актер Тео Ю также отметил, что провел несколько месяцев непростой подготовки до начала съемок «Лета».
«Физически мы мало похожи с Цоем: я ниже ростом, менее крепкий и мужественный. Образ Виктора мы собирали вместе с режиссером, гримером, художником по костюмам, я слушал песни «Кино», представлял эпоху, в которой жили герои», – поделился корейский актер.
«Есть совсем немного актеров и музыкантов, которые бы совмещали в своем воспитании сразу две культуры – азиатскую и европейскую. Виктор Цой был именно таким, и я вижу наше сходство в том, что мы оба были корейцами, которые росли в Европе. Я, например, в Германии, он – в Советском Союзе», – рассказал Тео Ю.
К слову, ощущения, что Тео – англоязычный актер, при просмотре у зрителя не возникает. По словам продюсера картины Ильи Стюарта, озвучка фильма проходила по особой авторской технологии, но то, чьим именно голосом говорил герой Ю, он оставил в секрете.
Единственным актером, который был утвержден с самого первого дня съемок и не проходил кастинга, был солист группы «Звери» Роман Билык. Для музыканта съемка в «Лете» на роли Майка Науменко стала актерским дебютом, с которым он, по мнению коллег по съемочной площадке, справился.
«Это очень важно и качественно, когда настоящие музыканты играют настоящих музыкантов. Рома внимательный, интуитивный, твоческий, человек-звезда. То, как он держался на сцене, сложно сыграть, это нужно только уметь и пережить самому», – поделилась на встрече с журналистами Ирина Старшенбум.
Одной из финальных сцен фильма становится эпизод квартирника музыкантов в Ленинграде, хозяйку которого сыграла актриса Лия Ахеджакова. По мнению Стюарта, ее участие подчеркивает не только связь поколений, но и саму вечную тему «Лета». «Я убежден, что это кино о сегодняшнем дне. Мы видим много параллелей с 81-м годом сегодня, и в этом особенность: касаясь любой исторической темы, мы говорим про сегодняшний день», – отметил он.
О том, что события «Лета» происходят почти 40 лет назад, действительно, напоминают только черно-белая линза оператора, рокерские прически и граненые стаканы, из которых герои пьют портвейн. В остальном ленинградские неформалы рок-клуба 80-х в кадре – точь-в-точь современные молодые люди, которые так же влюбляются, борются за свободу самовыражения, живут в крошечных квартирах и боятся, что останутся непонятыми старшим поколением. И, конечно же, как положено в хорошем кино и в жизни, остаются такими.