<script async custom-element="amp-youtube" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-youtube-0.1.js"></script>
В Кремле выразили надежду на улучшение отношений с США, подчеркнув, что сейчас «мяч на стороне Вашингтона». Не исключены переговоры двух президентов – Владимира Путина и Дональда Трампа на нейтральной территории. Это подтвердили и в Белом доме, и в Кремле. О своей готовности, например, заявила Австрия. Именно Австрия для Путина стала первой страной после его официального вступления в должность президента России. Что символично, визит Путина совпал с юбилеем – 50 лет сотрудничеству Москвы и Вены в энергетике. В июне 1968 года Советский Союз заключил контракт на прокладку первого газопровода в Европу. Подробнее – в материале корреспондента телеканала «МИР 24» Родион Мариничев.
Типичный новостной киножурнал 1960-х гг. Строительство газопроводов – обязательная тема советских информационных выпусков. К началу брежневской эпохи газовая промышленность в СССР – как взлетающая ракета. За 10 лет объемы добычи выросли почти в четыре с половиной раза. Самый прогрессивный для того времени вид топлива охотно покупают социалистические страны Восточной Европы. Вслед за ними к советскому газу присматривается и капиталистический Запад. Первой решается Австрия. Газовый договор она заключает в июне 1968 года.
Документ, который был подписан в советском торгпредстве в Вене, готовили вот здесь, в Москве. В этой сталинской высотке на Смоленской площади, помимо МИДа, в те времена находилось еще и союзное Министерство внешней торговли. И газовый контракт с Австрией – а он действовал 23 года, до самого распада СССР, – пожалуй, одно из главных достижений ныне упраздненного ведомства.
Еще в 1950-е переговоры о поставках газа Москва вела с итальянцами, затем с японцами. Но самыми сговорчивыми и надежными партнерами оказались именно австрийцы.
«Австрия изначально воспринималась, наверное, и весь послевоенный период, как некий нейтральный игрок. Это действительно был некий прорыв: и как технологический прорыв, потому что протяженность газопровода была довольно высокой, большой, и плюс политический, наверное, проект, потому что все-таки это начало поставок из социалистического лагеря, из СССР, в капиталистический», – отметил ведущий аналитик Фонда энергетической безопасности Игорь Юшков.
Газопровод тянули из Оренбургской области. В 1960-е гг., когда еще не освоили северные месторождения, крупнейшим газовым кластером в СССР был Южный Урал.
Дальше труба шла по территории Чехословакии – до австрийской границы оставалось чуть больше 400 километров. Здесь, около городка Баумгартен, сформировался крупнейший по тем временам газовый узел.
«Компрессорная станция как минимум с несколькими агрегатами и газопроводы, которые приходят и которые уходят в разных направлениях – действительно, это фактически узел», – указал аналитик нефтегазового сектора Михаил Крутихин.
Сегодня так входит в десятку крупнейших газовых хабов Европы. Через него ежегодно прокачивается примерно 40 миллиардов кубометров газа, в основном – российского. Отсюда отходят три основных нитки газопровода: на запад – в Германию и дальше, на юго-запад – в Словению и Италию, и на юго-восток – в Венгрию.
Западноевропейский рынок был завоеван буквально за несколько лет. Уже в 1969 году – контракт с Италией, в 1970-м – с ФРГ, в 1971-м – с Финляндией.
«Когда пошел газ, советский газ, в страны Западной Европы, говорить об однозначной конфронтации было невозможно. Это было сочетание конфронтации по-прежнему, холодной войны, и сотрудничества, развитие торгово-экономической взаимозависимости», – считает заместитель директора Центра комплексных и европейских исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов.
Такой взаимозависимости сильно не хотели за океаном. В разгар холодной войны в экономику постоянно вмешивалась политика.
«Соединенные Штаты оказывали изначально негативное воздействие на развитие советско-европейского газового сотрудничества, пытались его всячески ограничить», – отметил Суслов.
В Вашингтоне быстро нащупали слабое место: газопроводные трубы. Их в СССР поставляли из ФРГ.
«В Советском Союзе была проблема: он не мог делать трубы большого диаметра. То есть, не было такого прокатного стана, чтобы сделать широкий лист, его согнуть и был один шов у трубы», – пояснил Юшков.
Американцы на какое-то время запретили поставку труб, но в СССР научились делать свои. Вот знаменитое фото уже 1980-х гг.: прокладка газопровода «Новый Уренгой – Помары – Ужгород». Так что поставки в Европу за полвека не прерывались ни разу. Для Австрии Россия и сегодня самый надежный газовый партнер.
Начинали со 142 миллионов кубометров в год. За полвека удалось продать 218 миллиардов. Этого хватило бы, чтобы в течение тех же 50 лет обогревать примерно полтора миллиона квартир.
Во вторник в присутствии российского президента Владимира Путина и австрийского канцлера Себастьяна Курца газовый контракт продлили на 20 с лишним лет – до 2040 года.
Накануне визита Путин традиционно отвечал на вопросы австрийского журналиста. Среди прочих – снова о личном.
«Есть очень много Ваших фотографий в полуголом виде, что для главы государства действительно довольно необычно. Эти фотографии делаются не папарацци или туристами, а публикуются самим Кремлем. Что это за фотографии?», – спросил ведущий телерадиокомпании ORF Армин Вольф.
«Если я отдыхаю, то не считаю необходимым прятаться за кустами и ничего в этом плохого не вижу», – ответил президент России Владимир Путин.
Вот доказательства слов президента. За кустами он действительно не прячется, и когда ловит рыбу, и когда плавает с дельфинами. Или ездит верхом на лошади в Туве, где он любит отдыхать вместе с Шойгу. Не боится Путин даже крещенских морозов. Вот в январе искупался в озере Селигер.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе