В Молдове оцифровывают бумаги и пленки Национального архива. По словам специалистов, процесс нужно ускорить, так как некоторые исторические свидетельства уже очень ветхие. Почему работа идет медленно – выяснила корреспондент «МИР 24» Олеся Казаку.
Грамоты, приказы, расписки, закладные: за день инженер Национального архива Молдовы Валерий Осадчий делает по тысяче снимков. Аппаратура над рабочим столом подключена к компьютеру. После каждого нажатия на пробел фото документа оказывается на жестком диске.
«Один, два, три сканера, еще четвертый на подходе, плюс еще пятый, который на пленке», – пояснил Осадчий.
Оцифровка – единственный способ сохранить уникальную информацию, ведь денег на то, чтобы обеспечить в хранилищах нужную влажность и температуру, нет. Самые старые источники – на пергаменте. Например, одна из грамот господаря Штефана Великого слугам – 15 века.
«Зимой здесь температура очень низкая, летом тепло. Вот сейчас теплее, чем нужно по норме», – рассказала старший хранитель фондов Елена Дюльгер.
Архиву не хватает сотрудников и жестких дисков. Документов уже оцифровано на 30 терабайтов — это около 5 миллионов страниц, а в архиве их не меньше миллиарда.
«Вы видите в этом помещении двух человек, а вообще-то могли бы работать пять свободно, без каких-либо проблем», – добавил Осадчий.
Сканирование пленок — отдельная работа. Через сканирующий аппарат пропустят 400 тысяч метров документальной хроники советских лет. Его покупка – пока единственное вложение государства в оцифровку архивных данных.
Стоит отметить, что оцифровка документов национального архива Молдовы длится второй год.