07:12 19/06/2018

Почему торговые сети отказываются закупать отечественный картофель

Крупные торговые сети России отказываются закупать отечественный картофель. Вместо него на полках магазинов – продукция из Азербайджана, Египта и Израиля. Причиной отказа ритейлеры называют низкое качество. Как российские аграрии пытаются исправить ситуацию, узнал корреспондент «МИР 24» Роман Паршинцев. 

В то время, когда в Египте, Израиле и Азербайджане уже собрали первый урожай картофеля, российские производители только выезжают на поля – сеять. 

Тракторист Владимир откидывается в кресле, его машина пашет сама – на автопилоте. Главное, чтобы GPS не потерял спутники. В итоге грядки получаются, как по линейке. 


«Задаю ему маршрут, одну точку, вторую точку, он поле запоминает. И все, я еду, больше ничего не делаю. Руки свободны», – указал тракторист Владимир Тропец.

Единственное, что вяжет по рукам и ногам, говорят фермеры – это массовый отказ торговых сетей покупать их картофель с апреля по июль. Дескать, гнилая и старая. Не сравнить с молодой из-за границы. 

«С 15 марта нам закрыли артикул на грязный картофель. Сейчас мы в сеть поставляем мытый картофель. На грязный ищем сбыт, куда поставлять. То есть это действительно проблема для крестьян», – подчеркнул заместитель генерального директора аграрного хозяйства Евгений Хаперцев.

По данным Национального союза плодов и овощей, невостребованными оказались полмиллиона тонн картофеля. Потери по оценкам специалистов – около 6 млрд рублей. Тревогу забили многие производители, сообщают также в Картофельном союзе. 

«Если наш картофель не нужен в этот период, сетям, не людям, люди с удовольствием его покупают, то в этом случае зачем мы столько денег в это вкладываем?» – задается вопросом руководитель аппарата Картофельного союза Татьяна Губина.

Четыре года назад многие агрохолдинги обновили систему хранения. Построили современные склады на 500 тысяч тонн, которые позволяют сохранить картофель до нового урожая почти без потерь. 

Это у нас увлажнение, ее надо сейчас обязательно увлажнять, картошку, чтобы она не пересушенная была. Когда включается вентиляция, включается здесь вода», – объясняет кладовщик Вера Артамонова.

Кладовщик со стажем Вера Викторовна каждый день следит за тем, чтобы температура в хранилище было не выше 10 градусов, а влажность – больше 85%. При этом помещение должно хорошо проветриваться. 

А это настоящее закулисье картофельного склада. Там за стеной 2 тысячи тонн картошки. И чтобы она не сгнила и не проросла, создают специальный климат. Регулируют температуру, влажность, СО2. А это специальные ходы напольной вентиляции, с помощью которой, всю эту огромную массу картошки продувают снизу доверху.

Никакого сговора, только бизнес, говорят представители торговых сетей. В течение года до 90% картошки в сетевых магазинах – российской. А вот к весне ее доля падает в половину. В этом году дешевый египетский молодой картофель буквально обрушил рынок. 

«Мы поставляем импортный картофель на свои полки, молодой, до тех пор, пока не начнутся поставки отечественного картофеля молодого из южных регионов России», – указала ведущий менеджер по закупкам и развитию торговой сети, г. Санкт-Петербург Юлия Тихонова.

Представители Картофельного и Овощного союзов России обратились в Минсельхоз с просьбой помочь наладить диалог российских поставщиков и реализаторов. Главное – успеть договориться до сбора нового урожая, чтобы и покупатели были сыты, и деньги у тех и других целы.

За последние несколько лет в России построили новые современные хранилища на полмиллиона тонн. Это примерно 10% от всего ежегодного урожая. Этот же объем сейчас оказался невостребованным.