Брусиловский прорыв стал единственной в мировой истории операцией, которая названа по имени военачальника. Обычно подобные боевые действия носят название местности. О том, как этой операции удалось стать наиболее успешной за все годы Первой мировой войны, расссказывает телеканал «МИР».
23 августа 1915 года, на 388 день Великой войны император Николай II принял на себя обязанности верховного главнокомандующего, сменив на этом посту своего дядю великого князя Николая Николаевича. После успехов первых дней войны, русская армия стала терпеть одно поражение за другим, а в 1915 году началось так называемое «Великое отступление». Имперские войска оставили Галицию, Литву, Польшу. Армия понесла чудовищные потери – около 2 млн человек погибли. Отступление стало тяжелым моральным потрясением для солдат и офицеров. Переоценка великим князем своих способностей привела в итоге к ряду крупных военных ошибок. Николай Николаевич был прекрасным кавалеристом, но очень плохим стратегом.
Присутствие государя во главе армии дало положительный эффект. Промышленность России смогла наконец перестроиться и ликвидировать «снарядный голод» от которого так страдала армия. К лету 1916 года обстановка на фронтах позволяла начать стратегическое наступление. Союзники тоже планировали провести подобные операции: французы под Верденом, а англичане в районе реки Соммы. В результате наступления союзные войска смогли продавить германскую оборону лишь на 10-20 километров. При этом в Верденской мясорубке французы потеряли более миллиона солдат, англичане в битве на Сомме – столько же.
Предполагалось, что русские войска, имея над противником большое превосходство в живой силе, смогут нанести врагу решительное поражение. Направлением главного удара был выбран Западный фронт, которому предстояло наступать на Вильно. Северный и Юго-Западный фронты вспомогательными ударами должны были обеспечить успех главного направления. Весной 1916 года командующим юго-западным фронтом был назначен генерал Алексей Брусилов.
«Общее решение было таково, что Западный фронт и Северный фронт начнут наступление. Сначала причем основной удар наносят с запада, а Куропаткин и Брусилов наносят вспомогательные удары. Генерал Эверт начинает активно саботировать подготовку к наступлению, все время ноет, что он не готов, войска не готовы и так далее. Наступление несколько раз переносится, но в конце мая оно все-таки начинается», – рассказал кандидат исторических наук Евгений Юркевич.
Австро-германское командование полагало, что у Юго-Западного фронта нет достаточных сил для прорыва столь сильно укрепленной линии обороны, а потому мощного удара здесь и не ожидало. Идея Брусилова была революционной. Отказавшись от одного направления главного удара, он решил произвести по одному прорыву на фронте каждой из четырех своих армий.
Ни в русской, ни в мировой военной практике такая тактика ранее не применялась. Считалось, что это приведет лишь к распылению сил, а значит – снизит наступательные возможности. Но, как полагал Брусилов, удары, нанесенные в нескольких местах, не позволят противнику перебрасывать резервы на самое опасное направление. А значит, снизят его способность к обороне.
В то время Брусиловский прорыв, назывался Луцким. План атаки не понравился Николаю II. За несколько часов до начала наступления, начальник штаба Ставки Верховного Главнокомандующего генерал Алексеев по прямому проводу сообщил Брусилову, что император требует изменить план и сосредоточить удар на одном направлении, перенеся начало наступления на несколько дней. Но генерал уперся. Так началась самая успешная операция русских войск в годы Первой мировой войны. Обычно подобные операции носят название местности. Но Брусиловский прорыв стал единственной в мировой истории операцией, которая названа по имени военачальника.
Подготовка к наступлению началась задолго до его начала. Проходило тайное сосредоточение войск. Солдат тренировали и обучали преодолевать проволочные заграждения. Готовились и идеологически. На театр военных действий из Москвы доставили икону Владимирской Божией Матери. Перед ней происходили публичные молебны. Но главного успеха добилась российская контрразведка, которая смогла сохранить в секрете подвоз огромного количества боеприпасов и снарядов. До этого многие операции проваливались из-за того, что противник заранее узнавал о всех планах, немецкая агентура блестяще работала в тылу наших войск.
«В чем была проблема на самом деле? Производство снарядов и пороха было под полным контролем. Если вдруг оно увеличивается – значит, что-то готовится. И прорыв стал возможен только потому, что начала работать эта военная контрразведка», – объяснил писатель Александр Мясников.
Одновременно с Брусиловским прорывом осенью 1916 года планировалась еще одна крупная операция – высадка десанта и захват черноморских проливов, давней мечты русских царей. Десантники должны были водрузить знамя над Константинополем. Командовать операцией должен был адмирал Колчак. И тут неожиданно происходит взрыв на флагмане Черноморского флота – новейшем линкоре «Императрица Мария». В результате он затонул. Корабль обошелся казне в 29 млн рублей или 28 тонн золота. Как полагают современные специалисты, взрыв организовала германская диверсионная группа.
В последнее время отношение к Брусиловскому прорыву сильно изменилось. Недаром его стали называть «проигранной победой». Действительно, если посмотреть, какой ценой далось это наступление, то получается, что Юго-Западный фронт Брусилова потерял с 22 мая по 14 октября 1916 года 1,65 млн. человек. Потери австрийцев составили чуть более миллиона солдат. Русские войска захлебнулись собственной кровью. Операция не имела четко поставленной цели и закончилась практически ничем. После остановки фронта, немцам удалось перебросить под Ковель несколько дивизий и создать там мощный укрепрайон.
Многие историки полагают, что, в конечном счете, именно эта операция привела страну к революции. Трон лишился своей главной опоры – гвардии, которая полегла под Ковелем. В Петрограде ее сменили призывники военного времени. Они не хотели ехать на фронт и позднее сыграли решающую роль в трагических событиях Февральской революции.
Почему именно генерала Брусилова так превозносят до сих пор? Многие современники признают, что полководческого таланта у него не было, но при этом он обладал очень большой хитростью и изворотливостью, за что среди подчиненных получил кличку «лис». Дело в том, что в 1916 году началась активная пропагандистская компания, развернутая либеральными и думскими кругами по очернению царской семьи, и здесь такая фигура как генерал Брусилов оказалась очень кстати.
«Брусилов начал всем рассказывать, как его обижают при дворе, как он страдал от самодержавия. Причем его жена начинает всем рассказывать, что Алексей Алексеевич тайный революционер. Поэтому Брусилов оказывается в фаворе у газетчиков, у публики», – отметил Юркевич
Военный с восторгом встретил Февральскую революцию и одним из первых нацепил красный бант. Правда, очень скоро даже временное правительство, которое назначило его главнокомандующим, было вынуждено признать у Брусилова полное отсутствие полководческих талантов и снять его с этой должности. Единственным успехом Брусилова на этом посту стало создание и отправка на фронт женского ударного батальона смерти. Сохранились любопытные воспоминания о принятии присяги временному правительству войсками Юго-Западного фронта.
Можно по-разному относиться к фигуре генерала Брусилова, но все же прорыв русских войск, который получил его имя, стал крупнейшей и единственной успешной операцией русской армии в Первой мировой войне. В результате прорыва Русская армия продвинулась на 100-120 километров на территорию противника и вышла к предгорью Карпат, была спасена от поражения итальянская армия, Румыния вступила в войну на стороне Антанты. А главное – Австро-Венгрия полностью потеряла возможность вести наступательные операции вплоть до конца войны. Немцы были вынуждены перебросить целый ряд дивизий с Западного фронта на Восточный.
Новые выпуски программы «Секретные материалы» смотрите каждую субботу в 8:00 по московскому времени на телеканале «МИР».