14:59 23/06/2018

Битва за интригу: как продюсеры пытаются пресечь спойлеры

После прочтения сжечь – эта фраза из шпионской жизни перекочевала в кино. Представители индустрии готовы сделать что угодно, лишь бы не допустить спойлеров. Последний пример – сценарий заключительного сезона сериала «Игра престолов».

Не так давно актеры знаменитой телесаги признались, что им раздали только электронные версии текста, которые самоуничтожаются после прочтения. Так что поклонники по-прежнему томятся в ожидании развязки.

Как же сложится судьба Джона Сноу и Дайнерис Таргариен, что будет с драконами и кому все-таки достанется власть над семью королевствами? Истина откроется в восьмом сезоне лишь будущей весной, но в интернет продолжают утекать разные спойлеры. Так, фанат опубликовал в сети видео съемок одной из финальных сцен фильма. В нем видно, как горит Винтерфелл, родовой замок дома Старков. Поклонники пришли в ярость, ведь ожидания от нового сезона испорчены. И если всех пиратов не поймать, то уж съемочную группу проконтролировать можно. Во избежание утечек создатели сериала пошли на радикальные меры. Они отправили актерам сценарий в электронном виде, так, чтобы после съемок каждой сцены упоминание о ней исчезало.

Недосмотрели и создатели фильмов о Гарри Поттере. Сценарий «Гарри Поттера и даров смерти» кто-то из съемочной группы просто забыл в пивном пабе. Человек, нашедший текст, передал его газетчикам. Журналисты изучили сценарий и не постеснялись сообщить о «радикальных изменениях» по сравнению с книгой Джоан Роулинг. Но текст киностудии вернули и все выдохнули с облегчением. Ведь если бы газета придала измененный сюжет огласке, фильм, на который было потрачено $370 млн, потеря бы внушительную часть кассовых сборов.

Чтобы уберечь своего зрителя от спойлеров, кинотворцы идут на невероятные ухищрения. Иногда каждую копию бумажного сценария снабжают водяными знаками и именем актера, которому она предназначается. А помощник режиссера Кристофера Нолана вообще забрал текст «Интерстеллара» у актрисы Джессики Честейн сразу после того, как она с ним ознакомилась.

Часто сценарий можно читать только в присутствии охраны. Режиссер Крис Картер, снимая «Секретные материалы», установил слежку за каждым актером через скрытые камеры, чтобы никто даже не пытался копировать уникальный текст.

Не отстают и российские режиссеры. Федор Бондарчук настолько хотел сохранить в тайне процесс съемок «Притяжения», что запрещал всей команде пользоваться телефонами, а камеры на них просил заклеивать непрозрачным скотчем. Держать в секрете свой новый фильм планирует и режиссер Марюс Вайсберг.

«У меня есть проект, который я сейчас буду делать в январе, это большой триллер с Сашей Петровым, там для меня будет принципиальным, чтобы финал не был понятен. Буду стараться, чтобы не утекала информация, и буду стараться, чтобы информация, которая подавалась нами в СМИ, была ограничена», – пояснил он.

Бывает и так, что режиссеры, чтобы озадачить членов съемочной группы, снимают сразу несколько финалов. И о том, какая все-таки будет концовка, знает только продюсер. Кстати, иногда он может использовать спойлер для пиара фильма.

«Спойлеры иногда запускают сами продюсеры. Но это такие лже-спойлеры, когда ждет фанатская аудитория того или иного нового фильма или – если это сериал – нового сезона, новых эпизодов, то очень часто бывают такие вбросы с лже-спойлерами, когда люди думают, что это будет так, а на самом деле все по-другому. Так делали с Lost (сериал «Остаться в живых»). Кроме того, яркий пример, по-моему, еще «Терминатор», был фильм «Да будет спаситель», – рассказал пиар-менеджер Олег Рудаков.

Отдельно борются и с рецензентами. Чтобы ключевые подробности фильма до его премьеры в кинотеатрах случайно не огласили журналисты, им дают посмотреть картину без финальных десяти минут.

«Американские компании, когда устраивают пресс-показ в Москве, заставляют журналистов подписывает меморандум. Они обязуются до определенного числа ничего не писать о фильме и не раскрывать сюжет. За нарушение привлечь к ответственности нельзя, можно только больше не приглашать этого журналиста и с ним не сотрудничать», – пояснил кинокритик Давид Шнейдеров.

Впрочем, эти меры помогают не всегда. Старания режиссеров сохранить сюжет в секрете может перечеркнуть даже неаккуратно смонтированный трейлер. Если зритель заранее поймет, кто убийца, удовольствие от фильма он уже вряд ли получит.