Примерно треть научных работников, проводя исследования, в той или иной степени прибегают к плагиату или фальсифицированию данных, сообщает Nature.
Сотрудники издания опросили около семи тысяч ученых. 33% респондентов признались в нарушении научной этики, причем проявилась интересная закономерность – чем старше оказывался работник, тем чаще он был готов пойти на подтасовку фактов.
Зачастую ученые предпочитают игнорировать несовершенство методики и требования, которые предъявляются к опытам с людьми. Яркий тому пример – Стэнфордский эксперимент, вошедший во многие учебники и научные труды.
Его автора обвинили в подлоге – он заранее указал в объявлении, что речь идет об имитации тюремной жизни, не позаботился о разнообразии состава участников, а также напрямую давал им инструкции, что строго запрещено. По меньшей мере один бывший «заключенный» признался, что симулировал психоз, чтобы побыстрее выйти и приступить к подготовке к экзаменам.
Впрочем, случай со Стэнфордским экспериментом можно расценить как неверную интерпретацию полученных данных. Тогда как в истории науки есть и примеры откровенного мошенничества.
Так, японский биолог Харуко Обоката опубликовала результаты исследования, доказывающие, что обычные клетки можно превратить в стволовые путем обработки кислотой. Статья вызвала большой резонанс, однако внимательные читатели заметили некоторые несоответствия.Другие биологи попытались получить стволовые клетки по методу Обокаты, но у них ничего не получилось. Тогда саму японку попросили повторить свой эксперимент в лаборатории под наблюдением. Все 48 попыток оказались неудачными. Закончилась история печально – Харуко Обокату уволили из института, где она работала, а соавтор исследования Есики Сасаи добровольно ушел из жизни, сообщает РИА «Новости».
Биолог из Южной Кореи Хван Ву Сук утверждал, что смог первым в мире клонировать человеческие стволовые клетки и собаку. Однако независимая проверка результатов его трудов, организованная Сеульским университетом, показала – все, кроме клонирования собаки, не соответствовало истине. Из одиннадцати клеточных линий, которые удалось создать биологу, в девяти оказалось идентичное ДНК. Ученого приговорили к двум годам условно за растрату государственных средств и запретили впредь возвращаться к теме стволовых клеток.
Немецкий физик Хендрик Шен пошел еще дальше – он просто придумывал эксперименты и описывал результаты опытов в соответствии со своими предположениями. Самое странное, что его не могли вывести на чистую воду в течение нескольких лет. Шен едва не получил Нобелевскую премию, пока не выяснилось, что в ряде его работ использовалась одна и та же диаграмма, но с разными подписями. Физик не смог предоставить ни свидетелей своих опытов, ни лабораторных записей, ни образцы материалов. Он был уволен и лишен докторской степени.Одной из самых известных мистификаций ХХ века можно назвать «Пилтдаунского человека». В 1912 году в Восточном Сассексе (Великобритания) был обнаружен череп, который ученые приняли за останки неизвестного науке вида людей. В течение без малого сорока лет велись споры, можно ли считать его недостающим звеном эволюции Homo Sapiens. Но в 1953 году эксперты установили, что череп принадлежит нашему современнику – к нему специально присоединили немного подпиленную нижнюю челюсть орангутана и обработали бихроматом калия, чтобы «состарить». Интересно, что автор «шутки» до сих пор доподлинно не установлен.
Подробнее в сюжете: Мир науки
Читайте также: