Болота в Беларуси часто называют «легкими» Европы. Они занимают территорию более 2,5 млн гектаров. В советские годы здесь проводилась активная мелиорация, в ходе которой осушили две трети белорусских болот. Сейчас их восстанавливают, и интерес к этим труднопроходимым местам растет из года в год. Популярными становятся «болотные туры». Одно из самых посещаемых туристами мест – заказник «Ельня», и вот пять причин посетить это место.
Ландшафтному заказнику «Ельня» больше девяти тысяч лет. Это один из самых крупных в Европе озерно-болотных комплексов. Чтобы увидеть красоту природы, в путешествие можно отправиться на болотоходе. Это специальная машина заедет в самые укромные и отдаленные уголки заказника.
Резина на колесах – необычная, без протектора, чтобы не «ранить» болото. За рулем – местный житель Леонид Мацур. Он вырос «на болоте» и знает здешние края очень хорошо.
«Здесь был свой пост ГАИ, – шутит Леонид Мацур. – Большая старая ель, в которой жили дикие пчелы. Они решали, кого пропустить, а кого нет. Меня, как местного жителя, они пропускали».
Болото «Ельня» называется верховым. Всего на территории заказника больше сотни водоемов. На первый взгляд, вода в них темная из-за содержания торфа, но на самом деле она кристально чистая. Местные говорят, что она даже годится для употребления в пищу.
Во всем водно-болотном комплексе «Ельня» – почти полмиллиарда кубометров пресной воды. Это настоящее богатство на фоне того, что во многих странах мира ее не хватает.
«Посмотрите – таких красивых озер около ста. Дня не хватит, чтобы объехать и все их посмотреть. Отдохнуть хорошо можно и у нас в Беларуси, а не только за границей. Это очень хороший, чистый отдых», – делится местный житель.
Болотоступы напоминают снегоступы не только названием. Это своеобразные насадки на стопы с небольшими ремешками.
Считается, что болотоступы - современный вариант обуви, но те, кто прожил на болоте всю жизнь, и раньше пользовались этим изобретением, только мастерили их из лозы. Обод у нее был деревянным, в переплеты делали из сушеной коры. Удержать равновесие в них не так просто – сначала нужно было как следует наловчиться.
Для менее «рисковых» есть и другой способ увидеть озера во всей красе – ступить на экотропу, которая появилась в этих местах несколько лет назад. Раньше попасть сюда могли только опытные «болотные профи». Во время прогулки по экотропе можно увидеть больше 80 плотин.
По словам егеря Виктора Мацура, некоторые из них возвели строители-бобры, которые помогают природе. «Есть плотины пластиковые для задержки оттока для болота, есть насыпные, а есть бобровые плотины», – рассказывает местный житель.
Каждый год в этих местах на целый сентябрь останавливаются тысячи журавлей из Беларуси, России, Прибалтики и Скандинавии. «Ельня» для них – что кемпинг для туристов. Понаблюдать за кричащим «птичьим базаром» приезжают сотни туристов ежегодно.
«К нам приезжают туристическими группами, школьники, семьи с детьми, даже свои местные частенько приходят. Здесь очень чистый свежий воздух, особенно когда цветет багульник, запах очень вкусный», – продолжает рассказ Виктор Мацур.
На болотах птицы могут в безопасности подкрепиться перед дальним полетом, ведь до центра болота хищники не могут дойти – места слишком топкие. После остановки птицы летят до мест своих зимовок в Северной Африке. Журавли летят через Украину в Израиль, Турцию, Эфиопию.
Клюква для Беларуси не просто ягода. По ее экспорту страна занимает четвертое место в мире. Клюкву в сахарной пудре туристы привозят отсюда в качестве сувенира, так что лакомство давно считается национальным культурным брендом. В среднем на «Ельне» в год собирают клюквы на пять миллионов долларов.
Белорусы называют эти ягоды «журавлинами». Считается, что цветок клюквы похож на журавля.
Зинаида Николаевна Крюк ребенком проводила на болоте много времени, собирала кислую, но очень полезную ягоду. В ее детстве почти вся деревня жила за счет клюквы. Ягоды продавали – и можно было рассчитывать на дорогие покупки. Подростки копили на мотоциклы, молодые семьи – на ремонт.
«Сейчас мы собираем только для себя, не для сдачи. Или же для родственников, которые приезжают из Риги. Тогда мы собирали – каждому по ведру», – рассказывает жительница деревни Конахи Зинаида Крюк.
В семье Зинаиды Николаевны всегда было большое хозяйство: лошади, коровы, гуси, так что работать приходилось с утра до ночи. Но всегда выручало болото – на сенокосе, например, от жары спасались только клюквенным морсом. Ягода помогала и при болезнях. Местные жители верят, что ягода оттягивает головные боли и ее настои лечат от простудных заболеваний.
Кася Казаченок – местная жительница и общественный эколог. За любовь к «Ельне» женщину называют «хранительницей болота». При ней ковбойская шляпа и три собаки. Она строит плотины с волонтерами, сопровождает туристов и следит, чтобы «гости» вели себя здесь как положено – не мусорили и не вредили природе.
«В лесу и на природе я черпаю энергию, потому и не болею, что здесь воздух, красота. Сами чувствуете, как здесь у нас: и птицы поют, и солнышко светит», – делится Кася Казаченок.
Свою жизнь без здешних пейзажей Кася не представляет. О местных растениях и животных она знает если не все, то очень многое.
«Когда цветет багульник, с болота убегают змеи, которым не нравится этот запах», – рассказывает Кася.
Кася, как и другие, кто вырос вблизи болота, относятся к нему, как к доброму соседу. Живут с ним в мире и согласии. После посещения «Ельни», и туристы понимают, что болото, и вправду, – живое.
Подробнее в сюжете: Пять причин