9 июля свой юбилей отмечает народная артистка России Лия Меджидовна Ахеджакова. За десятки искрометных и ироничных ролей в театре и кино актрису часто называют «Королевой эпизода» или «Чарли Чаплином в юбке». Зрителям она посвятила почти 60 лет непрерывной работы на театральной сцене и съемочной площадке кинофильмов. «МИР 24» вспомнил самые яркие роли Лии Ахеджаковой.
«Путевкой» в большое кино для молодой актрисы Ахеджаковой в 1977 году стала лента Эльдара Рязанова «Служебный роман». В первый месяц после премьеры фильм стал лидером проката (58 млн зрителей), а в 1979 году был удостоен Государственной премии РСФСР.
Актеры для ленты были подобраны очень быстро, поскольку Рязанов загорелся идеей снять Мягкова и Ахеджакову снова после успеха фильма «Ирония судьбы, или с легким паром!».
В пьесе «Сослуживцы» 1971 года, поставленной за несколько лет до съемки фильма, прототип героини Верочки – высокая девушка модельной внешности. Рязанов решил сломать стереотип вокруг образа недалекой секретарши и написал сценарий специально для миниатюрной и ироничной Лии Ахеджаковой.
В режиссерской версии фильма персонаж Верочки раскрыт гораздо лучше, чем в зрительской. Так, по замыслу сценаристов, у помощницы Калугиной был муж, которого сыграл актер Александр Фатюшин. По сюжету герои-супруги постоянно спорили по телефону о том, рожать ли им ребенка и как мириться после бурных ссор.
Из-за травмы глаза актер Фатюшин в 1976 году не смог продолжить съемки в фильме, и его героя совсем пришлось вычеркнуть из сценария. В окончательной версии ленты муж Верочки появляется эпизодически по телефону – озвучивать его дали актеру Олегу Басилашвили.
В 1979 году, одновременно со съемками трагикомедии «Гараж» режиссер Владимир Меньшов пригласил актрису на эпизодическую роль в фильм «Москва слезам не верит».
В основе сюжета оказался сценарий рассказа «Дважды солгавшая» киносценариста Валентина Черных, который был написал всего за 19 дней для конкурса сценариев о советской столице.
Хотя актерский состав ленты сложился не сразу - на главную роль до Алентовой претендовали Ирина Купченко, Маргарита Терехова, Анастасия Вертинская, – персонаж Ахеджаковой «удался» с первого раза, так как сценарий был прописан именно для этой актрисы. По сюжету, героиня Ахеджаковой – директор клуба знакомств, которая помогает Катерине, сильной женщине-лидеру, найти мужчину для серьезных отношений.
За ироничными репликами Ахеджаковой стоял серьезный философский контекст, злободневный не только для поколения молодежи 80-х, но и для современных зрителей. «На одного сорокалетнего холостяка приходится пять незамужних женщин. Это же урбанизация какая-то. Видите, вот главный инженер завода – и тот к нам пришел. 99% – интеллигенция, она первая попадает под удар!» – сокрушалась директор клуба.
В 1981 году работа Меньшова была удостоена премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Сегодня лента считается классикой советского кинематографа. По свидетельствам историков, фильм в 1985 году несколько раз смотрел и пересматривал 40-й президент США Рональд Рейган во время подготовки к первой встрече с Михаилом Горбачевым.
В 90-х к Валентину Черных несколько раз поступали заявки из Голливуда с предложением снять американскую версию фильма, но, по мнению сценариста, все иностранные ремейки ленты были бы обречены на провал.
Одной из самых смелых задумок режиссера Эльдара Рязанова в 1978 году стал сюжет сатирического фильма «Гараж» (1979). Все действие полуторачасовой ленты разворачивается в пределах одного актового зала, где заседают пайщики вымышленного гаражно-строительного кооператива «Фауна».
Идею для фильма Рязанову подбросила сама жизнь: в середине 70-х режиссер побывал на реальном заседании кооператива по строительству гаражей при «Мосфильме». Спустя несколько лет он решил отразить пережитые впечатления в сатирическом и остросоциальном «Гараже» – не зря он показал самого себя в фильме в роли профессора Смирновского, который все заседание проспал, облокотившись о гипсового бегемота.
Съемки фильма шли ударными темпами, поскольку все актеры-участники (Светлана Немоляева, Андрей Мягков, Валентин Гафт) на момент начала работы были не только востребованными театральными актерами, но и звездами кино. Под всех них, в том числе и под Лию Ахеджакову, Рязанов писал роли специально. Для актрисы он придумал образ Елены Малаевой, матери-одиночки и младшего научного руководителя НИИ «Охраны животных».
Рязанов обил несколько порогов, чтобы «отпросить» актеров на съемки из театров. В результате ему удалось «выбить» 24 дня – время от первого до последнего съемочного дня.
Именно героине Ахеджаковой принадлежал один из самых искренних и драматичных монологов фильма о том, что руководство кооператива собирается отказать самым беззащитным пайщикам. Чтобы восстановить справедливость, ей пришлось спрятать ключ от зала и запереть всех участников в одной комнате на целую ночь.
Еще одной социальной трагикомедией Эльдара Рязанова при участии Лии Ахеджаковой и Валентина Гафта в 1991 году стал фильм «Небеса обетованные». За эту работу актриса получила премию «Ника» в номинации «Лучшая женская роль второго плана».
Но сначала персонаж «первой пионерки»-попрошайки Фимы не понравился Лии Меджидовне. Ей не пришлось по вкусу и то, какую реальность брался описывать режиссер: разруха, нищета, неустроенность накануне распада СССР, а главные герои – бездомные, которые борются с городскими властями за свое право жить.
«Мы работали в холоде и грязи, снималось все на настоящей помойке, неподалеку от гранитной мастерской, где делали надгробные памятники. Переодеваться приходилось за одним из таких памятников, так как в автобусе на время перерыва скапливался народ из массовки, и выходить на холод они не хотели», – вспоминала актриса несколько лет спустя.
Тем не менее, от съемки в «Небесах обетованных» у Лии Ахеджаковой остались самые приятные впечатления, а ее слова о милосердии и ироничные замечания о равнодушии людей - стали крылатыми. По мнению читателей журнала «Советский экран», в 1991 году лента стала самым лучшим и выдающимся фильмом года.
В июне 2018 года Лия Ахеджакова снова появилась на больших экранах после почти десятилетнего перерыва в кинокарьере. Она сыграла эпизодическую роль в байопике о Викторе Цое – фильме «Лето».
Работу над лентой актриса начала зимой 2017 года, после того, как режиссер отснял большую часть материала с участием актеров Тео Ю, Ирины Старшенбаум и Ромы Зверя. В фильме она исполняет роль хозяйки квартирника, куда приходят петь молодые музыканты Майк Науменко и Виктор Цой. Устами своей героини Ахеджакова говорит о том, как важно помогать молодым представителям искусства.
По словам продюсера картины Ильи Стюарта, участие заслуженной артистки России в ленте стало символом связи поколений и вечной темы «Лета». «Я убежден, что это кино о сегодняшнем дне. Мы видим много параллелей с 81-м годом сегодня, и в этом особенность искусства: касаясь любой исторической темы, мы говорим про сегодняшний день», – отметил он на встрече с журналистами после премьеры фильма на «Кинотавре».
Подробнее в сюжете: Новости кино