Неподражаемый министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон теперь уже бывший министр. На этой неделе он подал в отставку. Однозначно, британская политика лишилась определенной доли эксцентрики, во всяком случае, на какое-то время. Ведь таких, как Борис Джонсон, больше не делают. Хотя, конечно, его что-то объединяет с американским президентом Дональдом Трампом. Может быть, прически? О самом эпатажном министре в истории Британии рассказывает корреспондент телеканала «МИР 24» Глеб Стерхов.
Уходя, уходи – это точно не про него. Внезапная отставка «самого недипломатичного дипломата XXI века» – окончательно расколола политический истеблишмент уже не очень Соединенного Королевства. В тот вечер, который газетчики тут же окрестили «черным понедельником» для Британского политического дома, теперь уже бывший хозяин офиса на Уайтхолл погрузил свои вещи, чтобы последний раз проехаться на служебном автомобиле. Впервые Джонсон, обычно шутивший и охотно раздававший интервью, уезжает с мрачной улыбкой вместо тысячи слов.
Вместе с собой теперь уже бывший дипломат увлек и министра по Брекзиту Дэвида Дэвиса. Тоже консерватора, тоже евроскептика, каких поискать.
Премьер-министр Тереза Мэй, кажется, в растерянности. Хотя догадаться можно было. Еще за пару недель до отставки Джонсон заявил ей, что его не устраивает мягкий вариант развода с Европой с сохранением зависимости от ЕС. Такой Брекзит для Джонсона есть «полирование экскрементов». Это цитата. Поведением дипломата возмутилась даже бизнес-элита. Но Борис и ее послал на четыре веселых английских буквы.
«На одном из совещаний он, совершенно презрев все правила приличия и дипломатического тона, сказал «*** бизнес!», то есть показывая, что не важны бизнес-интересы, важна суверенная Британия», – комментирует заместитель директора по международной деятельности историко-архивного института РГГУ Ольга Павленко.
И куда же без эпатажа – госпоже Мэй мистер Джонсон отправил открытое письмо. Там и личная обида, и разочарование курсом Британии в целом, и едкие слова: «Мечты Брекзита умирают», «Британия становится колонией Евросоюза». И оппозиция тут же припомнила, что когда гадали, кому сидеть в премьерском кресле, об их кумире тоже речь шла.
«В момент создания кабинета Терезы Мэй Джонсон, казалось бы, имел больше шансов претендовать на должность премьера. Но тогда он отказался от этого поста, согласившись на портфель министра иностранных дел, поэтому все запуталось в Британском политическом доме. И как из этой ситуации будут выходить и есть ли выход, мы пока не знаем», – говорит политолог, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.
Борис Джонсон, кажется, всегда знает, куда идти и как идти. Вот когда еще был мэром Лондона, застрял на канатной дороге. Неудобное положение, ничего не скажешь. Но Борису все нипочем. Десять минут висел, пока не сняли. За это время провел мини-пресс-конференцию.
«Это было очень круто!!! Они здорово все организовали! Давайте, задавайте мне вопросы!!», – кричал тогда Джонсон.
Столичным градоначальником он был два срока подряд: уж очень полюбился лондонцам. Веселый, чудаковатый лохматый блондин, блестяще образованный и острый на язык. А еще он раскатывал на велосипеде, разгуливал с потрепанным рюкзаком и в смешной вязаной шапке. Очень много и экстравагантно чудил, чем радовал горожан.
А потом в 2016-м, в год рождения Брекзита, градоначальник получает новую должность – самую деликатную в любом государстве. А привычки и манеры остаются старые. Вот, например, за день до референдума о Брекзите Джонсон едет на рынок, чтобы поцеловать на камеру мертвого лосося. Так он поддержал отечественный, свободный от европейской кабалы, рыбпром.
Но дальше – больше: писал не совсем приличные стихи про Эрдогана, Хиллари Клинтон сравнивал с медсестрой в психушке, Обаме припоминал его происхождение из «отсталой Кении». Так что потом он не раз слышал: «Борис, ты не прав».
«У Джонсона очень специфический характер. Журналисты, которые его сопровождали во многих международных поездках, говорят, что он очень работоспособен, прекрасно может вести переговоры, доводит их до соглашения, переговорные стороны с ним соглашаются и он прекрасный дипломат, но вдруг у него в мозгу что-то переключается и он начинает говорить гадости», – отмечает Павленко.
Сложно поверить, но когда-то Борис даже пытался учить русский язык, «только за то, что им разговаривал прадед». По материнской линии он выходец из Российской империи.
«Я мьер Лондона Борис Джонсон, приветствую вас! Мой люблюм, что вой делаете Сочи, как харашо!» – пытался говорить по-русски экстравагантный политик.
Но со временем любовь к России куда-то испарилась. Это с его легкой руки вслед за Британией еще 27 стран выслали российских дипломатов. Это он обвинял Москву в попытке отравить бывшего британского шпиона Скрипаля, а заодно и его дочь.
«Сначала нам говорили, что «Новичка» никогда не было. Потом сказали, что он был, но теперь все уничтожено. Затем заявили, что его запасы оказались в Швеции, Чехии, Словакии и США и что это покушение на убийство – месть за то, что Великобритания якобы отравила Ивана Грозного!!!», – рассказывал министр.
Завершая дела, глава МИД принимал доклад как раз по делу о «Новичке» и его жертвах. Этот скандал с отравлениями считают едва ли не главным «карьерным достижением» Джонсона-дипломата. История громкая, на весь мир. У второй пары, жителей Эймсбери, якобы «заразившихся» смертоносным ядом, дела куда хуже, чем у Скрипалей. 44-летняя Дон Стерджес скончалась, а ее сожитель, 45-летний Чарли Роули, в коме. Сплошные неприятности для Терезы Мэй.
«Мистер спикер, уверена, наш Дом присоединится, отправив глубокие соболезнования семье и друзьям Дон Стерджес, которая скончалась», – заявила премьер.
Ну а выходки Джонсона в британской прессе тут же окрестили покушением на политическое убийство премьер-министра. А что же Борис? По последним опросам, большинство британцев с радостью ждут его на любой новой должности, лишь бы публичной.
По поводу отставки Джонсона уже кто только не высказался. Тот же самый Дональд Трамп. Бывшего министра иностранных дел Британии президент США видит, кстати говоря, «неплохим премьер-министром». Хотя и Терезу Мэй он назвал «невероятной женщиной», проделывающей «невероятную работу».
Оценки Трамп раздавал во время своего визита в Лондон, где он успел пообщаться и с королевой Елизаветой Второй. И ей тоже сделал комплимент: назвал потрясающей и красивой женщиной. А затем и вовсе раскрыл детали личной беседы. Мол, говорили про Брекзит. А это уже нарушение протокола – рассказывать, о чем говорили с монархом. У британцев так не принято. Так же как, кстати, и идти впереди королевы. Но Трамп и этот запрет проигнорировал.
Прочем некоторым британцам не до тонкостей этикета. Им не нравится политика амриканского лидера в целом. Активисты решили протестовать: они подняли в воздух надувного Дональда. Он провисел достаточно долго. И что любопытно, акция была согласована с мэрией Лондона.