Кровавые отпечатки на Туринской плащанице выглядят поддельными – к такому выводу пришли ученые, проведя практический эксперимент, сообщает Journal of Forensic Sciences.
Исследовав артефакт, эксперты пришли к выводу, что следы крови на льняной ткани не совмещаются друг с другом – некоторые мог оставить лишь человек, стоящий вертикально, а другие вообще необъяснимы.
Напомним, что, согласно преданию, в плащаницу Иосиф Аримафейский завернул тело Иисуса Христа. На четырехметровом полотне отчетливо видны очертания человека. Сейчас реликвия хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине.
Ученые пока не могут сказать определенно, каким образом на ткани проявилось изображение. Анализ показал, что красноватые пятна на плащанице содержат оксид железа – это может быть как пигмент, так и засохшая кровь.
Радиоуглеродный анализ помог датировать артефакт – между 1260 и 1390 годами нашей эры. Но даже современные методы исследования не позволяют назвать точную дату – на результат могли повлиять, к примеру, масла, которыми пропитывали ткань в позднейшую эпоху.
Недавно ученые решили применить к исследованию плащаницы методы современной криминалистики. Такую задачу поставили перед собой Маттео Боррини из Ливерпульского университета имени Джона Мурса и химик Луиджи Гарлашелли из итальянского Комитета по разоблачению псевдонауки.
Перед тем как проверять собственно артефакт, исследователи провели «анализ картины крови» с использованием человеческой крови и синтетической жидкости с теми же свойствами. Эксперимент помог понять, как должна стекать кровь из ран в левой руке, предплечьях и туловище. При этом использовался манекен, которому придавали различные позы – стоя, лежа, со сложенными руками.
Результаты показали, что «кровь» на плащанице текла совершенно не так, как бы ей полагалось – струйки на тыльной стороне ладони и на руке прошли под разными углами. Для того чтобы отпечатки на ткани соответствовали действительности, угол между рукой и телом завернутого в нее человека должен был составлять от 80 до 100 градусов.
Рана от копья кровоточила так, как будто пострадавший находился в положении «стоя», и почему-то образовывала ручейки, а не сплошное пятно. Что до следов крови в нижней части спины, то их ученые и вовсе не смогли воссоздать.
Авторы исследования отметили, что такую рассогласованность потоков крови не может объяснить даже посмертное перемещение и переворачивание тела.
Впрочем, исследования Туринской плащаницы будут продолжаться – она таит в себе еще много загадок.