В Хельсинки накануне состоялась встреча президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа. Главы государств впервые провели полномасштабные переговоры, в том числе долго говорили с глазу на глаз, потом дали пресс-конференцию. Удалось ли президентам найти общий язык, в интервью телеканалу «МИР 24» рассуждает замдиректора Института истории и политики Московского педагогического государственного университета, политолог Владимир Шаповалов.
– Встреча в Хельсинки длилась около четырех часов. Насколько переговоры были продуктивными?
Владимир Шаповалов: Я думаю, что более чем продуктивными. Нужно подчеркнуть, что это первая встреча в полном формате, после двух лет фактически отсутствия каких-либо контактов, диалога на высшем уровне между нашими президентами. Встреча начинает новую эру в отношениях России и США, начинает период, насколько я понимаю, достаточно интенсивных контактов по разным вопросам. По каким вопросам удалось найти точки соприкосновения (договориться – это еще слишком сильно сказано) – это, конечно, Сирия. На этом направлении есть достаточно серьезный прогресс. Мы, вероятно, в ближайшее время увидим это на практике в ряде достаточно интересных инициатив, которые будут исходить от России и США. Есть, я думаю, достаточно серьезное понимание необходимости диалога в сфере оружия массового поражения, прежде всего, ядерного оружия – и это очень серьезная тема. Безусловно, есть совпадения, если не полное, то значительно, в сфере борьбы с терроризмом. Есть серьезный позитив в общей оценке ситуации вокруг Северной Кореи – не единая позиция, но позиция, которая в которой страны достаточно близки. Есть вопросы, по которым в ближайшее время договориться не удастся, где, очевидно, страны занимают разные позиции. Это украинский кризис, это ситуация с признанием Крыма частью России, это ситуация с Ираном, где пока нет единой точки зрения. И есть ряд моментов, которые связаны с внутриполитической ситуацией в США, но, к сожалению, здесь внутренняя политика вторгается в отношения двух стран.
– Как вам кажется, удалось ли Владимиру Путину убедить своего американского коллегу, что Россию не нужно воспринимать как враждебное государство?
Владимир Шаповалов: Я думаю, что да. И та тональность отношений, которая была продемонстрирована на пресс-конференции, очень явно об этом свидетельствует. Хочу обратить внимание на слова Трампа, сказанные накануне встречи, что сейчас между Россией и США самые плохие отношения, и это действительно так. За последний период времени, начиная с Холодной войны, никогда отношения России и США не достигали такой критической точки, как это было в период с 2014-го по 2018 годы. В настоящий момент по итогам встречи можно сделать вывод, что все-таки лед растоплен, и диалог состоялся. Этот диалог является, скорее всего, не концом какого-то процесса, а его началом. Можно ожидать, что отношения между Россией и США, сложные, неоднозначные, все-таки отошли от той критической точки, на которой они были на протяжении нескольких лет.
– После приезда Трампа из Хельсинки у Белого дома его встретила толпа демонстрантов, называвших его лжецом. Особое возмущение американцев вызвало то, что Трамп усомнился в результатах расследования ФБР о «вмешательстве» России в американские выборы. Почему такое отношение к главе государства?
Владимир Шаповалов: Демонстранты встречали Трампа и в Хельсинки, и в Лондоне. Это не связано напрямую с Россией, это внутриполитическая борьба. Американское общество сильно расколото. В американских политических элитах существует конфликт: с одной стороны Трамп и его команда, с другой – представители Демократической партии, а также определенная часть республиканцев, которые жестко критикуют Трампа и стремятся максимально ослабить его позиции. Эта политическая борьба, которая началась еще в период предвыборной кампании Трампа, плавно переходит в предвыборную кампанию на промежуточных выборах в Конгресс. Так что демонстрации, которые мы наблюдаем, те обвинения, которые мы слышим в адрес Трампа от его противников, это, в первую очередь, элементы внутриполитической избирательной кампании от его оппонентов
– Почему даже спустя почти два года после выборов, вопрос о вмешательстве не дает покоя американцам? Кстати, за несколько дней до встречи Министерство юстиции США обвинило 12 сотрудников российских спецслужб во вмешательстве в президентские выборы 2016 года. Складывается такое ощущение, что время для новых обвинений было выбрано неслучайно. И было специально сделано, чтобы создать негативный фон на переговорах. Вам так не кажется?
Владимир Шаповалов: Не вызывает никакого сомнения, что обвинения 12 россиян в якобы имевшей место попытке вмешательства в американский избирательный процесс – не более чем элемент информационной войны двойного назначения. Основной удар наносится по Трампу, второй адресат – Россия. То есть те силы, что инициировали эту провокацию, а иначе это назвать нельзя, борются против Трампа, но в то же время, и это тоже можно назвать важным элементом, важной целью кампании является разрушение отношения России и США, нежелание сближения их позиций ни на один метр. Как итог - данная кампания, которая разворачивается на наших глазах.
Продолжение интервью смотрите в видеоролике
Подробнее в сюжете: Гости эфира