Спустя более чем четыре года после эпидемии лихорадки Эбола в Западной Африке ученые все еще обнаруживают неожиданные отложенные эффекты этого вируса.
Жительница Либерии, которая перенесла лихорадку в 2014 году, спустя год после выздоровления заразила мужа и двоих сыновей. Старший ребенок (15 лет), скончался, мужчина и 8-летний младший мальчик выжили, сообщает Lancet Infectious Diseases journal.
Волна лихорадки в 2014-15 годах затронула около 28 тысяч человек, примерно 11 тысяч в Гвинее, Либерии и Сьерра-Леоне скончались.
Исследователи точно не знают, как именно жительница Либерии заразила свою семью. Они установили, что пациенты не ездили в районы, где Эбола еще не утихла, и не контактировали с инфицированными животными. Возможно, вирус был передан в ходе близкого физического контакта или содержался в жидкостях организма. Впрочем, как оговариваются ученые, неизвестно ни одного случая передачи Эболы от инфицированной женщины половым путем.
Во время эпидемии люди часто заражались, ухаживая за больными родственниками, стирая их белье или пользуясь одной и той же посудой.
Одной из самых больших загадок Эболы оказалась ее поразительная живучесть. Даже у полностью выздоровевших пациентов обнаруживали вирусные частицы в сперме, грудном молоке, спинномозговой жидкости, внутри глаза.
Так, левый глаз американского врача Яна Крозье, подхватившего вирус во время миссии в Сьерра-Леоне, из голубого стал зеленым. Шотландская медсестра Паулин Каффеки перенесла несколько рецидивов болезни (но выжила).
Согласно данным исследования, частицы вируса могут сохраняться в организме гораздо дольше, чем предполагали специалисты – так, один пациент был признан носителем Эболы спустя 565 дней после выздоровления.
Ученые отмечают, что только начинают приближаться к пониманию эпидемиологии и клинического течения лихорадки Эбола. Данные исследований показывают, что нужно тщательно мониторить состояние людей, перенесших болезнь, и отслеживать их контакты.
У большинства выживших в организме начинают вырабатываться защитные антитела, которые снижают вероятность повторного заражения. Рецидивы Эболы случаются крайне редко, но случаются, и медики пока не знают, с чем связана такая устойчивость вируса.
Семью женщины из Либерии и подхваченный ими вирус исследовала группа из трех десятков специалистов, в том числе представителей ВОЗ и министерства здравоохранения страны. В 2014 году носительница вируса заразилась от своего брата, который позднее умер. У нее проявились тяжелые симптомы, характерные для лихорадки (головная боль, упадок сил, высокая температура, рвота и диарея, реже – кровотечение).
Примечательно, что женщина не обращалась к врачу, официального диагноза ей не ставили и никакого лечения не назначали. Ее организм справился с болезнью своими силами. После выздоровления у нее взяли анализ и обнаружили антитела к Эболе, из чего и сделали вывод, что она была инфицирована.
3 сентября 2015 года Либерию объявили страной, свободной от лихорадки Эбола. 27 сентября того же года у женщины родился ребенок, а спустя месяц она вновь почувствовала симптомы заболевания.
Ученые предполагают, что активацию вируса могла спровоцировать беременность. Новорожденный получил антитела к лихорадке от матери, а вот другие члены семьи оказались не защищены. Анализ показал, что семья пострадала от того же вируса, который свирепствовал в Западной Африке несколькими месяцами ранее.
Сейчас вспышка болезни считается завершенной, если за 45 дней не было выявлено ни одного нового случая заражения. Но, возможно, вирус «дремлет» в организме человека гораздо дольше, создавая опасность повторной эпидемии.
Отметим, что вспышки Эболы до сих пор возникают в африканских странах. Так, в республике Конго в 2018 году болезнь унесла жизни 33 человек. Недавно стало известно, что вирус полностью подавлен.
Подробнее в сюжете: Лихорадка Эбола