Спустя шесть десятилетий после явления, известного как «талидомидная катастрофа», ученые наконец поняли, что пошло не так.
В 1950-е годы немецкая фармацевтическая компания Chemie Gruenenthal работала над созданием антибиотика из пептидов. В ходе исследований был получен препарат талидомид, который сначала решили использовать как противосудорожное средство.
Опыты на животных показали, что таким эффектом лекарство не обладает, но и не влечет побочных эффектов при передозировке.
После этого фармацевты приступили к клиническим испытаниям на людях. Добровольцы отметили, что препарат имеет глубокое седативное действие и обеспечивает крепкий здоровый сон.
Компании-производителю удалось получить лицензию на талидомид, и в конце 1950-х его начали поставлять на рынок. В 46 странах Европы он продавался и как самостоятельный препарат (под другим названием), и как компонент лекарств против гипертонии, астмы и мигрени.
В 1958 году талидомид начали активно прописывать беременным женщинам для устранения утренней тошноты, бессонницы, беспокойства. При этом никаких исследований по воздействию препарата на плод не проводилось, сообщает eLife.
Вскоре разразилась катастрофа. Еще в декабре 1956 года в семье сотрудника Chemie Gruenenthal родилась девочка без ушей. Мужчина давал своей жене талидомид, который брал с работы. Тогда никто не связал эти факты воедино, но уже в 1961 году медики заговорили об эпидемии врожденных уродств.
По последним подсчетам, от талидомида пострадали около 120 000 беременных женщин. В большинстве случаев у них происходил выкидыш. Около 10 000 детей появились на свет без верхних или нижних конечностей, с умственной неполноценностью, дефектами зрения и внутренних органов. Многие погибали в первые месяцы или годы жизни.
«Талидомидная катастрофа» стала ярким доказательством того, как опасно применять непроверенные лекарства. Но ученые долго не могли понять, как именно препарат воздействовал на организм зародышей.
Разрешить эту загадку помогли недавние исследования. Ученые из Института раковых исследований Дана-Фарбера выяснили, что препарат разрушает разнообразие белков, которые контролируют передачу генов. Один из них, SALL4, играет ключевую роль в функционировании стволовых клеток – без него развитие конечностей и внутренних органов эмбриона может остаться незавершенным (что и происходило в действительности).
«Сходство между врожденными дефектами, связанными с талидомидом, и дефектами у людей с мутировавшим геном SALL4 поражает», – отметил фармаколог Эрик Фишер.
В 1962 году талидомид исчез из аптек мира. Но он вовсе не оказался предан забвению. Недавние исследования показали, что препарат может применяться для лечения агрессивных форм рака. Также ученых заинтересовала его способность расщеплять белки.
По словам экспертов, талидомид обладает огромным потенциалом. Но, чтобы использовать его максимально эффективно и при этом не навредить, следует тщательно изучить все детали его воздействия на организм.