Парижанка, родившаяся в Голландии, пожившая в Индонезии и покорившая мир экзотическими танцами, до сих пор считается самой знаменитой шпионкой всех времен и народов. Стоит только сказать «Мата Хари», и сразу становится ясно, что речь идет о крутом коктейле из шпионажа, эротики и экзотики. Хотя в действительности серьезным разведчиком Мата Хари никогда не была. Ее использовали как один из множества источников информации – точно так же, как и большинство куртизанок того времени, которые могли в постели вытягивать из своих любовников те или иные секретные данные.
На процессе по делу танцовщицы-шпионки государственный обвинитель Андре Морне назвал ее «величайшей шпионкой нашего века» и заявил, что «вред, который нанесла эта женщина, неописуем». Но скорее всего, столь быстрый и жесткий, если не сказать жестокий, уголовный процесс был связан с одним обстоятельством: среди тех, кто делился с нежной Матой Хари секретными сведениями, было слишком много высокопоставленных французских чиновников.
В день рождения этой удивительной женщины «МИР 24» знакомит своих читателей с десятью самыми примечательными фактами из жизни легендарной шпионки.
Настоящее имя «величайшей шпионки» – Маргарета Гертруда Зелле, и родилась она в Нидерландах, в городе Леуварден. Псевдоним Мата Хари будущая знаменитость взяла себе, когда жила на острове Ява, который был тогда еще голландским владением. На малайском языке эти два слова означают «Солнце»: «мата» переводится как «глаз», «хари» как «день», так что дословно Маргарета называла себя «Глаз Дня». Этот псевдоним впервые упомянут в письме Маргареты к родственникам в Голландию.
Маргарета была единственной дочерью в семье, где, кроме нее, были еще трое сыновей. До тринадцати лет она, как и остальные дети, воспитывалась в лучших школах: ее отец Адам Зелле вовремя вложил деньги в нефтяную промышленность. Однако так продолжалось недолго: когда Маргарете было 13 лет, ее отец разорился, через два года развелся с матерью, и дочь перешла под опеку родственников. Пять лет спустя она сбежала от них замуж за капитана голландской армии, который был вдвое старше ее, и с ним уехала в Индонезию.
Фото: FA Bobo/PIXSELL/PA Images/ТАСС
Ранний брак оказался неудачным, и в 1902 году Маргарет убегает от мужа в Париж: как она сама говорила, наверное, потому, что «всех жен, сбежавших от мужей, тянет в Париж». Оказавшись в чужом городе, она вынуждена была искать любую работу. Пробовалась Маргарет и на роль модели для парижских художников, но неудачно. По властвовавшим в то время канонам живописи, она имела изъян: у нее была слишком маленькая, едва заметная грудь, которая не устраивала мастеров кисти и полотна.
Бывший супруг добился от Маты Хари развода только под угрозой шантажа: ему удалось добыть одну из пикантных фотографий экс-жены, на которой она позировала обнаженной, и он пообещал предъявить ее в голландском суде. Позже он недоумевал, как Маргарета сумела стать танцовщицей. Он не раз говорил, в том числе и журналистам, что его бывшая жена совершенно не умеет танцевать, и к тому же страдает плоскостопием, что в то время считалось существенным препятствием для танца. Сама Мата Хари интриговала: рассказывала о своем знакомстве с восточными танцами то в индуистском монастыре, то в королевской семье Востока. В действительности же основные движения она выучила, пока жила на Яве и подрабатывала в местной танцевальной труппе.
Точнее сказать, она почти никогда не представала перед публикой без одежды. На первых, немноголюдных представлениях, проходивших в частных домах и квартирах, танцовщица действительно заканчивала свое выступление тем, что оставалась «одетой» только в браслеты и ожерелья. Но когда она стала выступать перед широкой аудиторией, например, на сцене театра «Олимпия», то пользовалась тонким трикотажем телесного цвета, который надевала под экзотические наряды и который на расстоянии создавал иллюзию совершенно обнаженного женского тела. Такой трикотаж можно увидеть на одной из сохранившихся фотографий Маты Хари.
Подсчетами богатых и высокопоставленных, а также пусть более бедных, но более знаменитых любовников Маты Хари ее биографы занялись уже после смерти танцовщицы. Сама она не скрывала, что живет в основном за счет своих ухажеров, и при этом никогда не развеивала множество слухов на эту тему, сопровождавших ее жизнь в Париже. Более того, Мата Хари старательно создавала себе все новые и новые «биографии», которые должны были подогревать интерес к ней и ее танцам. Кстати, среди тех, кто попал в орбиту любовных увлечений Маргареты, был и русский летчик капитан Вадим Маслов: частенько его называют «последней настоящей любовью» Маты Хари, хотя для самого офицера это, похоже, было лишь проходной интрижкой.
Действительно, несмотря на то, что экзотические танцы приносили ей большой доход, да и богатые любовники не жалели денег на неповторимую Мату Хари, капиталов она не скопила. Не добавили ей богатства и деньги, которые платила ей немецкая разведка, завербовавшая танцовщицу еще до начала Первой Мировой войны. Иначе трудно объяснить, почему многие дорогие покупки Мата Хари совершала в долг, да и время от времени обращалась к своим друзьям с просьбами ссудить денег. Биографы считают, что все средства уходили на карточную игру: шпионка пристрастилась к ней в Париже, но удача редко улыбалась ей.
Фото: Википедия
Главным защитником Маты Хари во время следствия и уголовного процесса был 75-летний Эдуар Клюне, известный французский адвокат. Они были знакомы с 1905 года, и видимо, тогда же началась и их любовная связь. Именно Клюне незадолго до того, как прозвучал смертный приговор его подзащитной, предложил ей сказаться беременной, и даже был готов заявить о своем отцовстве. Но Мата Хари отказалась от этого хода, который позволил бы ей оттянуть казнь.
Мату Хари расстреляли 15 октября 1917 года на полигоне в Венсене, в восточном пригороде Парижа. По легенде, она, будучи уже привязанной, по французской традиции, к смертному столбу, послала двенадцати солдатам, стоявшим перед нею с винтовками наизготовку, воздушный поцелуй, после чего некоторые из них даже не смогли открыть огонь. Так ли это было, в точности неизвестно – зато известно, что никто из родственников не попросил выдать ему тело казненной. В итоге Мата Хари стала… экспонатом анатомического театра, а ее забальзамированная голова хранилась в Музее анатомии в Париже. Правда, со временем она оттуда исчезла: в 2000 году ее там уже не обнаружили и сочли, что уникальный экспонат пропал в 1954-м при переезде музея.
В ходе самого процесса, а также вскоре после него в прессу просочились лишь отдельные детали уголовного дела Маты Хари. Известно, что французская контрразведка заинтересовалась ею еще в 1916 году и что тогда же Маргарета выразила желание стать двойным агентом. Но вскоре во Франции узнали, что она по-прежнему работает на немцев, причем известно это стало из перехваченной радиограммы – по одной из версий, перехват специально был организован немцами, чтобы избавиться от уже бесполезной шпионки. Но основные подробности следствия и процесса так и остаются засекреченными. И скорее всего, потому, что Парижу и по сей день невыгодна компрометация многих исторических личностей, высокопоставленных чиновников и военных, которые прошли через будуар «величайшей шпионки ХХ века».