На граффити нередко можно увидеть сказочных персонажей. Знакомый образ имеет больше шансов понравиться зрителям. Хотя, конечно, стрит-арт – это не только дружелюбные «Трое из Простоквашино» или Карлсон. Граффити зародилось в Америке в шестидесятых годах. В России первые изображения на стенах домов и заборах появились в середине девяностых. Это андеграундное искусство долгое время подвергалось гонениям. За вандализм и сейчас уличным художникам грозит штраф. Чтобы завоевать признание, им пришлось пройти долгий путь: от «подворотни» до экспозиции в музее. В петербургском «Манеже» весь август работала выставка «Части Стен», собравшая самых известных авторов стрит-арта России. Корреспондент «МИР 24» Евгения Булатова познакомилась с участниками уникального проекта.
Для граффити-джема организаторы заранее установили бетонные плиты на площади. Своими глазами увидеть, как работают уличные художники, большая редкость.
«Тема летняя: это руки, которые держат «счастливые» ракушки, на фоне растений и водорослей. Под стать сегодняшнему жаркому дню», – рассказала художница Анастасия.
Настя – одна их немногих девушек, кто занимается граффити. Все же стрит-арт – это занятие для экстремалов. Впрочем, сейчас большинство райтеров – так называют авторов граффити – не нарушают закон. Они рисуют только в легальных местах. Там, где их творчество не навредит облику города. А некоторые таким способом еще и зарабатывают неплохие деньги.
«Бывают частные заказы: это квартиры, дома, заборы. То, что люди хотят оформить», – отметила художница Анастасия.
У каждого мастера свой почерк и стиль. То, что начиналось как хобби, теперь стало профессией. Заказы поступают не только из России, работа есть и за границей. Антон посвятил уличному искусству почти 15 лет. Два года назад вместе с группой художников создал объект, который вошел в Книгу рекордов Гиннеса. Граффити на тему «прошлое, настоящее и будущее» появилось в Арабских Эмиратах.
«Было собрано около 20 участников со всего мира: из Америки, Греции, России, Польши и другие страны. Мы оформили специально возведенную стену и получилось самое длинное граффити, которое светится в темноте», – сказал художник Антон Аист.
Есть среди участников и те, кто по старинке предпочитает прятать имя за псевдонимом, а лицо под маской. И не общается с журналистами. В закрытом пространстве «Манежа» представлены работы, которые художники сделали специально для этой выставки.
«Мы видим, что названия работ подписаны не именем и фамилией, а символами и аббревиатурами. Но это имена художников, которые скрывают свои личности, потому что это искусство все же андеграундное», – пояснила заместитель директора по развитию Центрального выставочного зала «Манеж» Анна Ялова.
Рядом с традиционными граффити расположились совсем неожиданные инсталляции. Здесь автор нашел применение старой мебели. Например, трансформаторная будка с эпизодами знаменитого «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова. Некоторые работы вообще получились случайно.
«Мы хотели нарисовать блюдечко с голубой каемочкой. Чтобы люди видели на нем настоящий стрит-арт. Мы наметили блюдечко, чтобы выстрелить плотным слоем и произошла несовместимость материалов: пленка и латексная краска плохо сочетаются. Из-за этого все потекло вниз», – уточнила художник.
Впрочем, переделывать свою работу художники Оззик и Гриша не стали. Решили, что так получилось даже лучше. А последнее увлечение московских граффити-райтеров – сажа. На выставке «закопченная» стена оказалась интерактивным арт-объектом. Каждый зритель может оставить свой след.
«Здесь написаны наши имена, символы. Люди выцарапают и их не останется. Здесь черная стена, белая штукатурка. Люди будут писать, и мы проявимся в конце», – рассказала художник.
Темы, которые выбирают уличные художники – разнообразны. Для одних – это способ отреагировать на последние события в стране. Как, например, серия граффити, посвященная чемпионату мира по футболу и российской сборной. Для других – медитация.