С начала 2018 года в Москве появились на свет новорожденные, которым родители дали редкие и необычные имена. Как сообщается на официальном портале мэра и правительства Москвы, среди них есть мальчики Дональд, Уолтер, Яго и Томислав. Еще одного младенца назвали в честь литературного героя – Арамисом. Среди девочек есть Семирамида, Камелия, Хлоя, Лолита и Герда.
«Во все времена находились родители, которые называли своих детей редкими, необычными именами, – говорит Психолог Юлия Лишафаева. – Имя ребенка в каком-то смысле определяет его будущее. Это такая попытка самореализации родителей через детей. Имя ребенка закладывает в судьбу ребенка какой-то посыл. Предположим, такой: «будь красивой и живи долго». Родители таким способом задают, возможно неосознанно, программу, которую они хотели бы реализовать в своих детях. Возможно, дети от этого могут страдать, потому что очень нелегко соответствовать чьим-то планам. Особенно это касается ситуации, когда имена очень редкие и очень оригинальные. Они же наверняка что-то значит в жизни родителей, определяют какой-то контекст их жизни, который очень хотелось реализовать».
«Пожалуй действительно сейчас родители дают своим детям много нетипичных имен, – говорит психолог, супервизор Виктор Тимофеев, – Здесь играет роль несколько факторов. Прежде всего, нарциссизм родителей – желание быть ярким и неподражаемым, «А вот посмотрите, какой я оригинальный папа». А ребенку потом расхлебывать. Второе – связь с прошлым поколением, имя деда или бабушки. Много людей теперь знают свои корни и хотят повторения ценных черт характера у своих детей.Наконец, популяризация имен в связи с яркими событиями. Недавно прошел Чемпионат мира в России, и резко увеличилось количество имен в честь знаменитых футболистов».
Уже несколько лет популярностью у москвичей пользуются также необычные славянские и раннехристианские имена: Святополк, Амвросий, Дар, Поликарп, Леонтий, Домислав, Северьян, Никанор и Евстафий. Среди женских популярных имен оказались Ладислава, Добромира, Гликерия, Ладомира, Мстислава, Ива, Муза и Весна.
«Я предполагаю, что это попытка в каком-то смысле присвоить себе историю страны, древние корни, про которые почти никто из нас не знает, и которых у семьи может и не быть. Это отголосок желания ощутить себя и свой род корнями в своей собственной, российской истории. Важно, что некоторые старославянские имена являются ещё дохристианскими. Может быть, не все это знают, но в любом случае в голове у человека, который даёт ребёнку такое имя, есть понимание, что это что-то очень древнее. И он тем самым как бы удлиняет на много-много поколений назад собственную историю, историю своего рода. Как будто бы он прикасается к этим корням и встраивает свою жизнь в много-много поколений предков, которых, возможно, у него и не было», – говорит Юлия Лишафаева.
«Выбирая имя своему ребёнку, родители, чаще всего, хотят, чтобы имя соответствовало нескольким критериям, – говорит психолог Владислав Хименков. – Во-первых, просто нравилось им самим; во-вторых, давало бы сигнал окружающим «я свой»; и в-третьих, давало бы сигнал окружающим «я особенный, уникальный». Два последних критерия кажутся взаимоисключающими, но они легко примиряются, если имя подбирается в соответствии с представлениями родителей об общественных тенденциях, о желаемом большинством общества будущем. Тогда имя даёт сигнал «я свой, но я впереди». Если в моду входят имена, имевшие широкое распространение в прошлом, это может говорить о таких общественных тенденциях, которые опираются на ценности, традиционно ассоциирующиеся в сознании большинства людей с прошлым».