12:07 29/08/2018

Когда остановиться невозможно: шесть знаменитых писателей, страдавших игроманией

Википедия

Игромания – болезненное состояние, которое характеризуется неконтролируемой психологической зависимостью от любого вида игр. По словам медиков, механизм проявления игромании идентичен наркотической зависимости. Во время игры у человека в большом количестве выделяются гормоны удовольствия – эндорфины. Но когда азартное увлечение подходит к концу, организм человека испытывает сильный стресс. Нередко игроманов мучают кошмары, бессонница, гипертония, развивается склонность к депрессиям и психозам.

Последние исследования указывают на то, что патологическая зависимость от игр часто связана с тремя признаками: неудачами в личной жизни, склонностью к правонарушениям и высокими суицидальными рисками. Несмотря на то, что о зависимости от игрового процесса мы слышим не в первый раз, изучать ее на должном уровне начали только 40 лет назад. И даже сегодня избавиться от игромании гораздо сложнее, чем от алкогольной или наркотической зависимости, утверждают психологи. «МИР 24» вспомнил известных писателей, для которых игра была важнее жизни. 

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ

Страсть к играм у Достоевского проснулась за границей. Когда его первая жена умирала от чахотки, у Федора Михайловича почти не было денег, чтобы поправить свое финансовое положение, и он начал играть. Особенно сильно Достоевский пристрастился к рулетке. Он верил, что существует система, которая гарантирует постоянный выигрыш и пытался ее найти. Иногда Достоевский выигрывал, но гораздо чаще наоборот терял все свое состояние, влезал в долги и искал деньги, чтобы расплатиться с кредиторами.

С другой стороны,  если бы не страсть Достоевского к азартным играм, многие из его произведений так и не появились бы на свет. Например, контракт с издательством на написание романа «Игрок» был заключен, чтобы выпутаться из долгов. Когда писатель приехал в немецкий город Висбаден, он не только проиграл все свое состояние, но и деньги, которые взял в долг. С казино надо было расплатиться быстро, поэтому рукопись была готова уже через 24 дня. Кстати, тогда впервые Достоевский воспользовался услугами стенографистки – Анны Сниткиной. Он страстно влюбился в девушку, которая была младше его на 24 года, и в скором времени они поженились.

Фото: wikipedia.org

В биографии писателя часто пишут, что новая любовь помогла Достоевскому избавиться от зависимости, на самом деле, это не совсем так. Федор Михайлович и правда обещал супруге, что перестанет играть, и на какое-то время у него даже получилось завязать. Однако в 1967 году, спасаясь от кредиторов, Достоевский снова поехал за границу и начал играть в рулетку.

«Наконец, я дошла, получила письмо сначала от Феди, а потом спросила, нет ли страховых, он подал письмо от мамы. Оба письма были ужасно не хороши. Федя писал, что почти всё проиграл, а мама прислала только 35 рублей. Меня это ужасно огорчило, я пришла домой и страшно расплакалась. Плакала долго и много, но потом написала письмо Феде, в котором просила его лучше приехать домой поскорей, чем там оставаться, и отправила это письмо на почту. Вместе с тем, написала и маме и просила её тайно заложить мой меховой салоп и прислать деньги. Я была ужасно встревожена этими письмами, – просто ужас, такая брала тоска», – писала молодая супруга Федора Михайловича в своих дневниках.

Достоевский нередко описывал свои чувства Анне, которые настигали его в минуты проигрыша. И часто просил найти и отослать ему еще больше денег, чтобы в очередной раз попытаться отыграться.

«...Ах, голубчик, не надо меня и пускать к рулетке! Как только проснулся – сердце замирает, руки-ноги дрожат и холодеют. Приехал я сюда без четверти четыре и узнал, что рулетка до 5 часов. (Я думал, что до четырёх). Стало быть, час оставался. Я побежал. С первых ставок спустил 50 франков, потом вдруг поднялся, не знаю насколько, не считал; затем пошёл страшный проигрыш; почти до последков. И вдруг на самые последние деньги отыграл все мои 125 франков. Аня, милая, я сильно было раздумывал послать тебе сто франков, но слишком ведь мало. Если бы по крайней мере 200. Зато даю тебе честное и великое слово, что вечером, с 8 часов до 11-ти, буду играть... благоразумнейшим образом, клянусь тебе», – из письма Федора Михайловича супруге.

«...Милый мой ангел Нютя, я всё проиграл, как приехал, в полчаса всё и проиграл. Ну что я скажу тебе теперь, моему ангелу Божьему, которого я так мучаю. Прости Аня, я тебе жизнь отравил! Пришли мне как можно больше денег. Не для игры (поклялся бы тебе, но не смею, потому что я тысячу раз тебе лгал). Ангел мой, пришли 100 франков. У тебя останется 20 или меньше, заложи что-нибудь. Только бы мне поскорее к тебе! Не считай, Аня, моего требования 100 франков сумасшествием. Я не сумасшедший! И порочным не считай тоже: не сподличаю, не обману, не пойду играть. Я только для верности спрашиваю...», – из письма 1868 года.

Страсть к игре становилась все сильнее. Однажды хозяин отеля, в котором писатель жил в Германии, даже приказал персоналу не подавать Достоевскому ничего, кроме воды и хлеба до тех пор, пока он не расплатится по долгам. Справиться с зависимостью Федору Достоевскому удалось лишь в 1971 году, за 10 лет до своей смерти. 

МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ

Фото: wikipedia.org

Про поэта не так часто вспоминают как про азартного игрока. Возможно, потому что он никогда не проигрывал все свои деньги, у него их было просто очень много. Однако факты из жизни не дают сомневаться в том, что у классика было пристрастие, как к картам, так и риску в целом. Дуэли, которыми прославился Лермонтов, очень часто происходили не из-за того, что честь поэта была задета, а из-за страсти к риску. О чем нередко Лермонтов сам упоминал в своих произведениях. «Вы человек или демон? Я? – Игрок!», – отрывок из поэмы «Маскарад».

Именно последняя игра в карты стала для Михаила Лермонтова роковой. Приехав в 1841 году в Пятигорск, который успел к тому времени сыскать статус самого азартного города в России, Лермонтов сел играть с князем Голицыным, Трубецким, своим приятелем Мартыновым и младшим братом Пушкина. Последнему он и проиграл несколько ставок. Когда нужно было расплачиваться, Лермонтов достал кошелек, но от досады забыл код от автоматического замка. Он просто разорвал портмоне, вытащил деньги и бросил кошелек под комод. Разочарованный проигрышем, Лермонтов сказал, что раз он проиграл в карты, то непременно победит в следующей дуэли.

Через несколько дней после этого поэт повздорил с Мартыновым на балу, последнего разозлили шутки Михаила Юрьевича и он вызвал его на дуэль. Лермонтов не относился к поединку серьезно и был уверен, что ему непременно повезет, именно поэтому стрелял в воздух. А вот Мартынов не пожалел приятеля и звезду русской литературы и попал в правый бок. От полученных ранений Михаил Лермонтов скончался, не приходя в сознание. Вопреки правилам дуэли на месте поединка не было ни врача, ни экипажа на случай рокового исхода.

АЛЕКСАНДР ПУШКИН

Фото: wikipedia.org

«Солнце русской поэзии» Александр Пушкин тоже много и страстно играл в карты. По словам друга Алексея Вульфа, Пушкин не раз признавался в том, что страсть к игре – самая сильная и он бы предпочел умереть, чем никогда больше не играть в карты. Играл Пушкин часто и проигрывал очень крупные суммы. Например, однажды за вечер он потерял 25 000 рублей, по тем временам это были баснословные деньги.

В другой раз Пушкин поставил на кон вторую главу неопубликованного романа «Евгений Онегин» и тоже ее проиграл. Спасла в тот вечер лишь удача, Пушкину удалось отыграться и забрать свое произведение обратно. При годовом жаловании в 700 рублей классик мог проиграть за день несколько тысяч. После смерти поэта стало известно, что его долги достигли 60 000 рублей, выплачивать их пришлось государству. Более того, император Николай I учредил  специальную опеку «Над малолетними детьми и имуществом камер-юнкера А.С. Пушкина», на которую ушло 100 000 рублей из казны.

НИКОЛАЙ НЕКРАСОВ

Фото: wikipedia.org

Николай Алексеевич был потомственным игроком. Его прапрадед проиграл в карты семь тысяч душ, прадед – две, а дед – все оставшееся состояние. Поэтому когда родился поэт, наследства ему уже почти не осталось. Некрасов начал играть весьма рано, но в отличие от своих родственников и других знаменитых писателей – в основном всегда выигрывал. Поговаривают, что у него была особая, не совсем честная формула выигрыша, из-за которой многие приятели от него отвернулись.

Часто Некрасов начинал играть с 20 000 рублей, которые к концу вечера превращались в 100 000. Благодаря успехам в картах, литератору удавалось содержать журнал «Современник» и расплачиваться по кредитам. Однако даже когда финансовых проблем у поэта не было, он все равно не переставал играть. Современники отмечают, что у писателя была особая страсть к чувству победы. В какой-то момент его даже пригласили в престижный Английский карточный клуб, где он играл с представителями высшего общества. Известен интересный случай. Однажды после игры слуга Некрасова нашел под столом облигации на 3 000 рублей, на что классик отмахнулся и сказал, что «эту мелочь» слуга может забрать себе.

ЛЕВ ТОЛСТОЙ

Фото: wikipedia.org

Лев Николаевич тоже был заядлым картежником. Если он начинал игру, то не мог остановиться до тех пор, пока не выиграет или проиграет все. Однажды Толстой играл в карты со своими соседями по усадьбе и проиграл им часть имения – дом в Ясной поляне, в котором сам родился и вырос. В тот же день рабочие соседа разобрали постройку на бревна и отвезли на соседний участок.

Писатель долго пытался вернуть дом обратно, однако, у него ничего не вышло. Спасала от игромании Толстого его жена – Софья Андреевна. Она часто ругала супруга за необдуманные траты в хозяйстве и могла вовремя остановить его в картах. А когда писатель садился за новое произведение, страсть к игре у него ослабевала.

ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ

Фото: wikipedia.org

Азарт у Маяковского был в крови. Он любил карты и бильярд. Начал играть поэт в молодости, пытаясь таким образом заработать. Однако даже когда финансовое положение поэта стало стабильным, страсть к картам и бильярду сохранилась.

«С Маяковским играть было страшно. Дело в том, что он не представлял себе возможности проигрыша как естественного, равного возможности выигрыша, результата игры. Нет, проигрыш он воспринимал как личную обиду, как нечто непоправимое. Это было действительно похоже на какой-то бескулачный бокс, где отдельные схватки были лишь подготовкой к главному удару. А драться физически он не мог», – писал поэт Николай Асеев.

Игра Маяковского была крайне эмоциональной, он доводил соперников, ставил все на кон, много блефовал и отказывался выходить из-за стола до тех пор, пока не одержит победу или не проиграет все. Когда игра подходила к концу, он «ходил из угла в угол и плакал, от разрядки нервов». А если карт или бильярда не было рядом, Маяковский заключал денежные пари.