Предки современных бурых медведей и гризли в древности скрещивались с пещерными медведями. В геноме ныне живущих косолапых обнаружили фрагменты ДНК вымерших представителей мегафауны, сообщает Nature Ecology & Evolution.
Пещерные медведи Ursus spelaeus были одними из крупнейших представителей своего вида, ростом до 2,5 метров и массой до 500 килограмм. Они уступали только короткомордым медведям, обитавшим на территории современной Америки – те вырастали до трех метров.
Последние исследования показали, что пещерные медведи вовсе не были кровожадными суперхищниками. Состояние их зубов свидетельствует, что они предпочитали в основном мягкую растительную пищу.
По мнению ученых, последние Ursus spelaeus исчезли около 24 тысяч лет назад – возможно, не без участия гоминидов. Но они сумели оставить потомство.
Изучая ДНК пещерных и бурых медведей, обитавших на европейском континенте 40-70 тысяч лет назад, эксперты обнаружили странные вкрапления геномов. Анализ показал, что популяции «обменялись» генетической информацией путем межвидового скрещивания.
Также выяснилось, что бурые медведи, проживающие в Австрии и на Кавказе, унаследовали от пещерных предков примерно 2,5% генома, медведи из популяций России, Словении и Испании – чуть меньше.
ДНК пещерных медведей, в свою очередь, содержит 0,5 – 1% информации от бурых «кузенов». Судя по всему, контакты между видами происходили пусть нечасто, но регулярно. Благодаря этому вымершие гиганты смогли передать свой геном выжившей ветви.
Ученые предположили, что ДНК пещерных медведей помогло их бурым собратьям повысить выносливость и шансы на выживание. Однако пока это лишь теория.
Интересно, что в ДНК людей также сохранились следы и неандертальцев, и денисовцев, хотя и в исчезающем количестве. Ученые полагают, что именно неандертальцы «наградили» кроманьонцев генами ожирения, шизофрении, артрита и сердечных заболеваний.