Владимир Путин выступил с телеобращением к гражданам России. Президент изложил свой взгляд на изменения пенсионного законодательства.
«Предложенные изменения в пенсионной системе позволят не просто сохранить уровень доходов пенсионеров, но главное – обеспечить их устойчивый, опережающий рост. Уже в 2019 году индексация пенсий по старости составит порядка 7%, что в два раза выше прогнозируемой инфляции на конец 2018 года. В целом, в предстоящие шесть лет мы сможем ежегодно увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей», – сказал президент.
Путин предложил повысить пенсионный возраст для женщин до 60 лет, мужчин до 65.
Ключевые тезисы телеобращения Владимира Путина в студии телеканала «МИР 24» прокомментировал политолог Игорь Шатров.
- В начале послания президент отметил, что для действующей власти самым простым решением было бы оставить все как есть. Ничего не менять и переложить этот груз на плечи других поколений. Но поступать так – безответственно. Тянуть дальше нельзя. Что будет, если внесение изменений в пенсионное законодательство отложить? Насколько серьезна ситуация?
Игорь Шатров: Думаю, на пять-шесть лет хватило бы сил и средств у бюджета, чтобы продолжить нынешнее положение вещей. Путин показал, что такое политическая ответственность и что значит думать о будущих поколениях. Это серьезный сигнал. Это образец поведения политика. Потому что исходя из конъюнктурных соображений, этого не стоило бы сейчас делать.
Отмечу, что обращение было адресовано тем, кто в принципе задает вопросы о необходимости пенсионных изменений, а также тем, кто говорит, что это надо было делать давно. Лично меня президент в своем обращении смог убедить. Он аргументированно доказал, что еще несколько лет назад для изменений пенсионного законодательства у страны не было возможностей.
- Ведь разговоры об изменении выхода на пенсию идут с начала 2000-х годов.
Игорь Шатров: Действительно, эту тему периодически вбрасывают как кость на политическую арену. Политики вокруг этой темы всегда устраивали драки – и правые, и левые, и коммунисты, и либералы. И президент раньше не раз обращался к этой теме, о чем он сегодня напомнил. Он напомнил, как когда-то говорил, что при его президентстве такое решение принято не будет. Но это было, скажем так, в первый период его президентства. До 2008 года этого не случилось.
Конъюнктура, может быть, и не изменилась, политики часто хотят показаться своему народу лучше, чем они есть, но ситуация изменилась. Президент решил, что в данном случае надо не говорить о популистском подходе к политике, а реалистично выстраивать планы на будущее. Сейчас есть возможность решить этот вопрос с наименьшими потерями и социальной напряженностью.
- Демографы тоже давно говорили о необходимости изменения пенсионного законодательство из-за постоянного старения населения и растущей продолжительности жизни. По этой же причине пенсионный возраст в европейских странах и у большинства наших соседей по СНГ выше?
Игорь Шатров: Это так, но в каждой стране складывается своя особая ситуация. В России эта ситуация точно уникальна. Кроме демографической ямы, из которой мы до сих пор выбираемся и которая является наследием Великой Отечественной войны, в России возникла демографическая яма истории нового времени – 1990-е годы.
Я лично на своей семье это испытал – у меня одна дочь. Тогда люди не рожали детей, они думали о том, как выбраться из кризиса. Страна разрушилась, все разрушилось, люди пытались заработать.
Теперь дети 1990-х сами вступили в детородный возраст. Они родят одного-трех детей, но в целом детей будет меньше, потому что поколение их родителей малочисленно. Это поколение и его дети будут вынуждены обеспечивать будущих пенсионеров. Все это можно представить на семейном уровне и экстраполировать на всю страну. Думаю, если бы с изменением законодательства затянули, то ситуация была бы катастрофической.
- Главная цель изменений в пенсионном законодательстве – обеспечить стабильность пенсионной системы и уже в ближайшие годы значительно увеличить доходы пенсионеров. В телеобращении президент очень подробно объяснил, почему никакими другими инструментами эту задачу не решить. Владимир Путин вспомнил все предложения, поступавшие на этот счет – от введения прогрессивной шкалы налогообложения до продажи имущества Пенсионного фонда.
Игорь Шатров: Да, это то, что обсуждается на уровне обывателей. На кухне часто именно так представляют себе возможности выхода из этой ситуации. Сравнивать Российскую Федерацию с Норвегией или арабскими странами некорректно. Там другое количество населения и масштабы территории. У нас иная нагрузка на экономику, связанная со сложными климатическими условиями на большой части территории. Если из экономики изымать как будто лишние деньги, то может оказаться, что все придется строить заново.
- Владимир Путин выступил с предложением повысить пенсионный возраст женщин до 60 лет, а не 63, как было предложено в правительственном законопроекте.
Игорь Шатров: Причем акцент был сделан на нашем особом отношении к женщинам. Мне не понравилось, когда правительство в изначальном варианте изменений пенсионного законодательства предложило и мужчинам, и женщинам выходить на пенсию в 65 лет, говоря, что таким образом заботятся о гендерном равенстве. Эти западные веяния Путин отмел. Он напомнил о нашей особой ментальности и отношении к женщине.
- Президент также предложил предусмотреть возможность досрочного выхода на пенсию многодетным матерям. С тремя детьми – на три года раньше, с четырьмя – на четыре, с пятью и более – как и прежде выходить на пенсию в 55 лет. Как считаете, это предложение станет еще одним кирпичиком демографической политики? Побудит женщин рожать трех и более детей?
Игорь Шатров: Мне кажется, речь идет не просто об изменении пенсионного законодательства. На самом деле это продолжение предложений демографического характера. Менять демографию можно как с молодого поколения, стимулируя их к рождению, так и со зрелого – когда женщина будет понимать, что, достигнув определенного возраста, получит льготы за то, что в молодости родила и воспитала троих и более детей.
- Ряд предложений Владимира Путина коснулся мер социальной защиты людей предпенсионного возраста. Ведь не секрет, что очень многие люди боятся в предпенсионном возрасте остаться без работы. Президент предложил ввести не только административное, но и уголовное наказание работодателям за увольнение таких людей и за отказ принимать их на работу. Как вы считаете, такими мерами удастся полностью снять проблему?
Игорь Шатров: Появилась новая социальная группа – люди предпенсионного возраста. Это будет существенная группа людей, которым будет оставаться пять лет до пенсии. К ним будет особое отношение государства. Эти люди получат набор льгот, которые они раньше получили бы, став пенсионерами. То есть предоставление льгот будет по факту реального возраста, а не достижения пенсионного возраста.
Подробнее в сюжете: Гости эфира