В День города москвичи получили царский подарок – новый концертный зал «Зарядье». Президент присутствовал на его открытии. По сути, это финальный аккорд путинского проекта по созданию огромного парка для всех в какой-то сотне метров от стен Кремля.
Этот концертный зал задумывали как цитадель классической музыки. В день открытия только она и звучала. Мусоргский, Глинка, Прокофьев. Инженеры умело подыграли музыкантам. Воплотили в жизнь их мечту, отметил Владимир Путин. Во время этого концерта только естественный звук, без единого микрофона.
«Эта площадка призвана знакомить москвичей и гостей нашей столицы с выдающимися исполнителями и произведениями искусства, открывать новые имена и новые таланты, которыми так славится и так гордится Россия», – сказал президент.
Здесь была огромная гостиница для депутатов верховного совета СССР «Россия». В 90 годы она перестала приносить доход в казну города. Мэрия долго думала – что с ней делать. Предлагала даже на этом месте возвести самый дорогой пятизвездочный отель с торговым центром. Но инвесторы в 2006 на этапе сноса здания исчезли. Других администрация Лужкова не нашла. В итоге напротив Кремля застыл элитный долгострой. В 2012 на площадку приехал Владимир Путин и решил: здесь будет парк.
Расцвело «Зарядье» ровно год назад. За ландшафт и архитектуру отвечала американская компания. Стараниями дизайнеров на 13 гектарах появились четыре климатические зоны России. В этом году журнал Time включил парк в список лучших мест планеты. И вот здание концертного зала – это финальный аккорд большой стройки.
«Внешне концертный зал был готов в прошлом году. Внутри все работы производились в текущем году», – пояснила директор по проектированию гражданских объектов Мосинжпроект Галина Гордюшина.
Еще недавно вместо Прокофьева здесь звучал отбойный молоток. Чтобы успеть ко Дню города, бригады работали и день, и ночь. Команда подобралась интернациональная. Сценическую зону монтировали специалисты из Чехии.
Сам зал для россиян пока что-то невиданное. Он трансформируется под любую задумку сценографа. Все 1600 кресел могут исчезнуть: 40 минут и на их месте ровный пол. За механизм отвечали французы.
«Управление компьютерное, любая из 24 площадок может подниматься, опускаться в любой последовательности на высоту до 1,5 метров», - отметил заместитель начальника отдела механизации МКЗ «Зарядье» Сергей Саенко.
Здесь обо всем можно говорить в превосходной степени. Звук наичистейший, никакого эха – его поглощают стены и даже кресла – они собраны из специальной древесины. Рельефный потолок тоже не для красоты – для идеальной акустики. Он преломляет звук, делает его мягче. Этого добивался инженер по акустики из Японии.
«Это делалось специально под наш зал. Здесь не только плавные формы, но и панели из разных сортов дерева. Это специально акустические сорта», – рассказала генеральный директор концертного зала «Зарядье» Ольга Жукова.
Даже на последнем ряду балкона звук не хуже, чем в партере. Он льется ровно. Его уровень замеряет специальный микрофон.
«Мы ходим с этим устройством по залу во время репетиций и проб», – объяснил инженер аудио-видео комплекса МКЗ «Зарядье» Денис Теннов.
Форма самого зала тоже не случайна. Если вглядеться, напоминает виолончель.
«Это не филармония, начнем с этого, не нужно никогда называть ее так. Это концертный зал. Здесь можно проводить не только симфонические мероприятия, конференции и форумы, все что угодно», - уточнила Галина Гордюшина.
Все, кроме поп-музыки – таких мероприятий в афише не запланировано. А она расписана до конца года. Продано уже 100 тысяч билетов.
На сцене «Зарядья» сейчас монтируют орган. Король инструментов будет больше этого в 11 раз. Для сравнения – здесь 8 регистров, так называемых труб, через которые идет звук. В «Зарядье» будет 85.
«Стандартная цена одного регистра 4-5 тысяч евро, я думаю. Каждый умножит эту цифру сам в уме, и получит нужное количество миллионов», – сказала музыкальный критик, доктор искусствоведения Московской консерватории Евгения Кривицкая.
Для зрителей продумано практически все. Одно из главных удобств – от метро до концертного зала пять минут пешком. А в подземном паркинге даже в час-пик одновременно могут развернуться две фуры с декорациями.
А для тех, кому билетов вдруг не хватит, установили экран под открытым небом. На нем будут транслировать концерты. Бесплатно их увидит еще 400 зрителей – на столько рассчитан уличный амфитеатр. Так центр Москвы становится еще большим центром культурного притяжения.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе