06:00 11/09/2024

День памяти Иоанна Крестителя: история, смысл и традиции праздника

Фото: Ruicon.ru © Википедия

11 сентября в один день отмечается сразу три важных события для православных верующих. Во-первых, это день памяти святого Иоанна Крестителя. По преданию, в этот день он принял мученическую смерть в темнице царя Ирода. Во-вторых, с XVIII века 11 сентября стало, по повелению императрицы Екатерины Великой, днем поминовения всех православных воинов, за веру и Отечество на поле брани убиенных. Такое решение было принято в 1769 году во время войны России с Турцией.

А в наше время было принято решение отмечать 11 сентября еще и государственный праздник – День воинской славы России. День этот был выбран потому, что в 1790 году во время следующей русско-турецкой войны русская эскадра под командованием Федора Ушакова одержала историческую победу над турецкой эскадрой у мыса Тендра.

В этот день в храмах служат особые поминальные молебны об упокоении всех солдат, павших в боях за свою страну. А православные верующие поминают в молитвах покойных дедушек и бабушек, которые воевали или просто служили в армии. Иоанну Крестителю молятся также о здравии и благополучии всех воинов, которые служат в армии в наши дни. По церковному уставу в этот день полагается соблюдать строгий пост.

За что на самом деле лишился головы пророк?

Пророк Иоанн Креститель – самый чтимый святой после Девы Марии. О том, как он был обезглавлен за свою проповедь, рассказывают евангелисты Матфей и Марк. Но чтобы понять, за что на самом деле его лишили жизни, надо знать исторический контекст и понимать, что он угрожал власти книжников и фарисеев. Из-за его колоссального авторитета те могли потерять свое место духовных лидеров, свое влияние и народное уважение.

После того как пророк и Передтеча Господень совершил Крещение Иисуса Христа в водах Иордана, он продолжал свою проповедь и призывал народ к покаянию. Среди прочего, он прилюдно обличил правителя Галилеи Ирода Антипу в том, что тот греховно сожительствует с Иродиадой – женой своего брата. За это обвинение Иоанн был схвачен и брошен в темницу.

Иродиада, люто ненавидевшая Крестителя, скоро добилась его казни. Она подговорила свою прекрасную дочь Саломею потребовать голову Крестителя в награду за знаменитый танец семи покрывал, который та исполняла перед правителем и его гостями. По преданию, Ирод был ошеломлен кровожадной просьбой юной Саломеи, но отступать от своего слова не стал. Ведь восхищенный искусством танцовщицы и возбужденный откровенным танцем, он уже прилюдно пообещал ей в награду все, что она пожелает.

«Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи для современного сознания предстает, наверное, не очень обычным, – говорит ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Александр Копировский. – Как можно праздновать позорную казнь, гибель человека, которого просто зарубили в темнице? Ведь Иоанн Креститель – по слову Христа, самый великий пророк из пророков Ветхого Завета. Он возвестил пришествие Избавителя, Мессии, Сына Божия, фактически возвестил новую эру на земле, Новый Завет».

Он пользовался громадным почитанием в народе, до него более двухсот лет крупных пророков в Израиле не было. Все были в ожидании, даже думали, не Христос ли он. Когда его об этом спросили, он ответил, что он не Христос, что он не может даже назвать себя пророком. Но он голос, который говорит в людской пустыне: приготовьтесь, сейчас идет тот, кого все ждут, тот, у кого я не достоин даже развязать ремень на сандалиях».

И вот этот человек, пользовавшийся громадным уважением, почтением народа, был отвержен законоучителями, книжниками, фарисеями, то есть духовными лидерами народа, которые не стали принимать от него крещение.

«Иоанн Креститель потому и Креститель, что он призвал народ в знак своей полной греховности погрузиться в воду с головой, чего никогда не делали иудеи, – говорит Александр Копировский. – Так делали с язычниками, если они приходили и принимали иудейскую веру, оставляя прежнее поклонение многим языческим богам. Тогда они крестились, то есть буквально по славянскому переводу этого слова – были погружены в воду с головой (по-славянски, например, «крестися корабль» значит «корабль потонул»). Это было, действительно, знаком смерти для старой жизни и восстанием из воды уже в новом бытии, в этом был прообраз и христианского крещения».

«Иоанн Креститель, который возвестил и открыл народу Христа, был заточен в темницу, как бы сейчас сказали, по бытовому, уголовному делу – он оскорбил царское величество правдой. Но и тогда царь все равно не переставал его уважать и трепетать, и даже слушал его. Он признавал правду его речей: просто он не мог поступить по этой правде. Может быть, все со временем разрешилось бы благополучно, но конец жизни пророка в иудейском мире практически всегда был трагичным. Сердца и головы людей плохо вмещали Божественную истину».

И в данном случае произошло все, казалось бы, из-за примитивной женской зависти. Иродиада решила отомстить: ей, конечно, очень хотелось быть царицей, хоть и незаконной.

И она нашла повод, когда царю очень угодила ее дочь от первого брака, и в этом легком пьяном угаре царь сказал девочке: «Что хочешь, проси». Предполагали, что она может попросить наряды, золото, что-то еще. «Все тебе дам», «много дам».

Девочка решила спросить у мамы, что ей просить. Мать сказала: «Голову Иоанна Крестителя на блюде». И вот царь, сделав один шаг в сторону от закона, от справедливости, от правды, посадив Иоанна Крестителя в тюрьму, сделал второй, роковой шаг. Он вдруг решил выступить поборником собственного слова, что раз он сказал, то он так и сделает, и Предтеча был казнен.

Пророка убили, и голову женщина получила на блюде. Казалось бы, это верх ее торжества, но это оказалась вершиной торжества Иоанна Крестителя. Он продолжил линию смерти пророков, убитых за слово Божие, его смерть была прообразом смерти Христа, также казненного из-за зависти, из-за духовной ненависти, по духовному противлению, по дьявольской злобе, рассказывает Копировский.

Почему Иоанн Креститель стал образом воина?

​​​​​Как объяснил MIR24.TV Александр Копировский, в христианстве воин – это не тот, кто убивает врага, а тот, кто отдает свою жизнь, защищая истину. Причем, не свою относительную правду, и даже не правду своего народа или своей страны, а абсолютную, Божественную истину. Иоанн Креститель – смиренный аскет, подчинивший свое тело духу. Тем не менее, он смело, как настоящий воин, выступил против сильнейшего.

Настоящий воин не тогда герой, когда он побеждает равного, а когда он мужественно противостоит сильнейшему и побеждает, просто отдавая свою жизнь, но не отступив ни на шаг.

Однако, по словам Копировского, поводом к тому, чтобы прославить Предтечу как небесного покровителя православного воинства, послужило событие, в общем-то, не очень значительное и в некотором смысле даже случайное.

Во второй половине XVIII века – 1769 году – во время очередной войны России и Турции кому-то из церковных иерархов пришло в голову, что нужно попросить помощи у Иоанна Предтечи. И царица Екатерина II, достаточно прохладно и спокойно относившаяся к вопросам веры, решила поддержать это начинание и подписала царский указ, по которому русские воины призывались к молитвам святому Иоанну Предтече в день усекновения его главы.

Вот эта парадоксальность решения, что молиться надо не воину-победителю (в Ветхом Завете есть такие святые, которые все время побеждали). Но обратились к образу Иоанна Крестителя, и увидели его как воина. И быть может, через эту историческую случайность открылась какая-то очень глубокая правда об образе Иоанна Предтечи – что настоящий христианин воинствует, восставая за правду даже против сильнейшего, даже ценой своей жизни, говорит Копировский.

«Было бы очень хорошо, если бы наши современные воины почитали все-таки в первую очередь тех, кто, как Иоанн Креститель, духовно противоборствовал неизмеримо сильнейшему и побеждал тем, что не отступал и являл Божью правду».

«Иногда мне кажется, что мы в истории христианства слишком увлекаемся образами победоносцев. Нам важно не забывать, что и Георгий Победоносец – тоже мученик», – говорит Александр Копировский.

По его словам, этот святой прославился победой над духовным змеем прежде, нежели ему создали образ змееборца, освободителя города. Он так же, как Иоанн Предтеча, вынес поругания, пытки и был в конце концов усечен мечом. Но впоследствии православные начали почитать прежде всего образы победителей: Александр Невский, Дмитрий Донской, потом канонизация в 2001 году Федора Ушакова – флотоводца, не проигравшего ни одного сражения.

«Это какая-то другая тенденция, другая линия, как мне кажется, не такая глубокая, как связанная с образом Иоанна Крестителя. Поэтому было бы очень хорошо, если бы наши современные воинства по крайней мере в лучших своих представителях, в тех, кто задумывается о смысле жизни, о смысле защиты страны, о смысле боя за правду, чтобы они почитали все-таки в первую очередь тех, кто, как Иоанн Креститель, духовно противоборствовал неизмеримо сильнейшему и побеждал тем, что не отступал и являл Божью правду», – добавляет ректор института.