Геополитическая битва между Москвой и Западом сама по себе порождает теории заговора. Порой трудно понять, где факты, а где вымысел. Но все тайное когда-то становится явным.
1973 год, Латинская Америка. Плацдарм для борьбы двух держав – Советского Союза и США. Тогда, 45 лет назад, застрелился Сальвадор Альенде – президент Чили, который в своей стране мечтал построить социализм и пытался дружить с генсеком Леонидом Брежневым и главой Кубы Фиделем Кастро. Но не вышло, его предал ближайший соратник Аугусто Пиночет – возглавил переворот, после чего в Чили к власти пришла хунта. Именно тогда в общем-то безобидное слово «хунта», что означает собрание, и приобрело негативный оттенок.
Как это было, вспомнил корреспондент телеканала «МИР 24» Артем Васнев.
«В Сантьяго идет дождь» – такая фраза прозвучала на военных радиочастотах рано утром 11 сентября. Это был пароль для заговорщиков: можно начинать мятеж. Но на самом дел, начался он не с Сантьяго, а с главного порта страны – Вальпараисо. Там еще затемно на кораблях военно-морского флота стали расстреливать моряков, преданных президенту Альенде. Трупы сбрасывали в море. Затем перешли к обстрелу города, а захватив его, приступили к операции в столице.
Разработка американского ЦРУ называлась «Проект Фабелт». На 40 защитников дворца «Ла Монеда» во главе с Альенде лидер мятежников Пиночет бросил танки и авиацию. Так он хотел убить законного президента.
Врач Сальвадор Альенде умер как солдат, став символом сопротивления демократического Чили. От мятежников президент отстреливался из автомата Калашникова, который ему подарил Фидель Кастро.
Последнюю пулю Альенде припас для себя. На фото он за считанные минуты до смерти. «Подохну, но власть не отдам!» – заявил Альенде путчистам, которые предложили ему безопасно уехать из страны. После того выстрела государство оказалось в руках военной хунты во главе с Пиночетом.
«Я подписал указ: с сегодняшнего дня на всей территории страны я объявляю осадное положение», – объявил он.
Пиночет был близким соратником Альенде, которому тот верил до последнего. Ведь даже за два месяца до этого он разогнал военный мятеж, который потом назовут генеральной репетицией государственного переворота. Так что опыта в командовании войсками у него хватало.
«Командовал он ими при подавлении забастовок еще в конце 1960-х годов. Чем тоже обратил на себя внимание – и чилийских, и, видимо, североамериканских правых», – говорит Александр Харламенко, директор Научно-информационного центра Института Латинской Америки РАН.
Североамериканские правые были очень недовольны левым чилийским правительством, которое пришло к власти в 1970-м, после избрания Альенде. Он собирался построить в Чили социализм. После Кубы в США всерьез опасались, что чилийский лидер приведет к власти настоящих коммунистов. А у Чили огромная береговая линия, которая позволяет контролировать морские подступы к Южной Америке.
«Правительство Альенде национализировало предприятия медной промышленности, значительная часть медных предприятий принадлежала американским компаниям. Это американцам не понравилось», – говорит профессор СПбГУ Виктор Хейфиц.
В Белом доме решили сначала опробовать экономический рычаг. США обрушили цены на медь и молибден – основное чилийское сырье. Затем с подачи Белого дома международные банки объявили правительству Альенде кредитный бойкот. В Чили разразился экономический кризис: инфляция, дефицит, забастовки. В конце концов, ЦРУ, по сути, подготовило госпереворот и привело к власти Пиночета. Документы, которые это подтверждают, рассекретили спустя 25 лет, в 1998-м.
«Пиночет их устраивал, в том числе потому, что он взял решительную позицию в рамках холодной войны. Он четко и ясно заявил, что поддерживает западный блок в борьбе с коммунизмом», – говорит Хейфиц.
Переворот обрубил связи Сантьяго с Москвой. Советская гражданка Наталья Истратова все видела своими глазами. Незадолго до путча она перебралась в Чили к мужу-мексиканцу, выпускнику РУДН.
«За две недели мы, конечно, стали особенно сильно нервничать, потому что из газет мы узнали, что советские подводные лодки ушли от берегов Чили, и мы понимали, что теперь может случиться всякое», – вспоминает она.
11 сентября 1973 года Наталья с мужем решила ехать на работу. На улицах уже стреляли, и начальник почти сразу отправил их домой.
«Когда мы выезжали со стоянки, машину обстреливали. Но пулеметы были далеко, поэтому пули падали в машину уже на излете. Но прямо со стоянки шоферу пришлось выезжать буквально лежа на сиденье», – вновь переживает тот день Наталья.
На следующий день семья укрылась в мексиканском посольстве. Там собралось около 400 беженцев. Несколько дней спали на полу, затем их все же вывезли в Мексику. И это спасло им жизни. В следующие 17 лет в Чили были убиты и пропали без вести более 3 тыс. человек, около 40 тыс. прошли через тюрьмы и пытки. В этом помогали нацисты, бывшие служители Третьего Рейха, которые бежали в Чили после Второй мировой. Больше всех отличился бывший эсэсовец Вальтер Рауф, активный участник переворота. Главным концлагерем стал Национальный стадион в Сантьяго, здесь казнили без суда и следствия противников нового режима. Самой знаковой жертвой стал театральный режиссер, поэт и певец Виктор Хара.
Одна из самых знаменитых его песен – «Венсеремос», «Мы победим». Хара переписал слова специально к выборам 1970 года. Это был призыв голосовать за Альенде и партию «Народное единство». В дни переворота многие вспоминали знакомый мотив. В том числе и на стадионе, который теперь носит имя Хары. Здесь его избивали четыре дня, пытали током, ломали руки, а затем расстреляли, выпустив в него 44 пули.
Кровь на чилийских улицах проливается едва ли не каждое 11 сентября. В годовщину переворота страна раскалывается на сторонников Пиночета и его противников.
Диктатор правил до 11 марта 1990-го. А после отставки еще восемь лет оставался командующим сухопутными войсками. Но и потом, согласно конституции, сохранял статус пожизненного сенатора. И лишь когда Верховный суд лишил его неприкосновенности, началось судебное преследование. Его обвиняли в убийствах, похищениях людей, коррупции и наркоторговле. Однако в тюрьму Пиночет так и не сел: помешали слабоумие и неважное физическое здоровье. Он дожил до глубокой старости. Умер в 2006-м, похоронен с воинскими почестями.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе