Героиня сериала «Метод Лавровой» – язвительная и умная преподавательница Университета МВД, которая вместе со студентами расследует загадочные преступления. Актрисе удаются не только роли холодных и жгучих красавиц, но и другие. Некоторые ее образы, которые она воплотила на экране, стали сюрпризом для зрителей. Мы проследили эволюцию героинь Светланы Ходченковой и выбрали самые яркие работы.
Фото: ТАСС / Зотин Игорь
Самая первая роль в кино – и сразу успех. Светлану Ходченкову открыл зрителям Станислав Говорухин, который снял фильм «Благословите женщину». Актрисе на момент съемок фильма было всего 20 лет, примерно столько же, сколько и ее героине – скромной девушке Вере из приморского городка, которая влюбляется в военного и уезжает с ним во взрослую жизнь, полную трудностей. Говорухин увидел Веру милой и кроткой пампушкой. Чтобы «дотянуть» стройную красавицу Светлану Ходченкову до этого образа, Говорухин заставила актрису поправиться… аж на 20 килограммов! Он лично следил за процессом откармливания. И не прогадал: полнота героини стала ее изюминкой, и зрители буквально влюбились в Веру, которая несмотря на все лишения – а ей по сюжету пришлось избавиться от ребенка по приказу мужа-диктатора – остается доброй и женственной.
Вот только в конце фильма Вере уже за 40, и ее волосы почти седые. Гримерам пришлось постараться, чтобы превратить Ходченкову во взрослую женщину. Но как говорил Станиславкий: «Не верю!». Во-первых, никуда не делась юношеская припухлость на лице. А, во-вторых, в глазах постаревшей Веры прежняя лучезарность и неубиваемая наивность. А где драма? Наверное, чтобы хорошо сыграть женщину, прошедшую войну и потерявшую близких, нужно обладать особым жизненным опытом. Но не будем судить актрису за это, тем более что и зрители ее не судят. Многочисленные призы зрительских симпатий и номинации за лучшую женскую роль говорят о том, что фильм публике понравился.
Фото: ТАСС
Через два года после выхода фильма «Благословите женщину» Станислав Говорухин снимает новую мелодраму о послевоенных годах «Не хлебом единым», и снова в главной роли – Ходченкова. Черно-белая картинка, минимум свежего воздуха, довольно унылый послевоенный быт. Суровые отношения между людьми. «Благословленная» первым фильмом режиссера, Ходченкова и тут выглядит свежо и органично. Она играет школьную учительницу, жену директора крупного сталелитейного комбината (его сыграл Виктор Сухоруков). С мужем отношения не складываются, и она влюбляется в своего коллегу – учителя физики, гения, который мечтает построить новую уникальную труболитейную машину. Она уходит от мужа, чтобы быть счастливой с возлюбленным, но уязвленный муж начинает мстить.
Ходченкова показала на экране образ принципиальной и сильной духом женщины, поверившей в высокие идеи своего мужчины и оставшейся верной ему до конца. Она уже не кроткая пышка, а стройная и умеющая за себя постоять женщина, не растерявшая, однако, своей теплоты и домовитости.
После этого фильма Ходченкова начинает сниматься у других режиссёров. Возможно, Говрухин, про которого она говорила, что «он умеет давить на актеров», не смог справиться со Светланой. Тот факт, что она осталась Ходченковой, а не стала «Светланой Есениной», как настаивал Говорухин, говорит сам за себя. Говорят, что Говорухин сожалел и том, что она похудела и «стала, как все». Но Светлана хотела идти дальше и не застревать в одном амплуа.
Фото: ТАСС
«Многие из пунктов моей фильмографии сегодня мне кажутся лишними, я спокойно прожила бы и без них. Это в основном комедии, но мне после серьезных драматических ролей комедийный жанр казался спасением. Наделала ошибок, но теперь жалеть об этом уже поздно», – признавалась в интервью Светлана через десять лет после крайней работы с Говорухиным. Она, судя по всему, имела в виду роли в фильмах «Четыре таксиста и собака», где она играла вместе с Алексеем Паниным, «Реальный папа», в котором она появляется с Михаилом Пореченковым, и «Любовь в большом городе» – с Алексеем Чадовым и Вилле Хаапсало. А также множество других комедийных и сериальных ролей – всего около двадцати! Видимо, сбылось опасение Говорухина, что она «пойдет вслед за стадом». Впрочем, сама актриса воспринимает эти работы как полезный артистический опыт.
24 сентября в 19.20 на телеканале «МИР» смотрите сериал «Метод Лавровой».
Один из запоминающихся образов Ходченковой этого периода – роль Екатерины в детективном сериале «Метод Лавровой». В нем она играет «Шерлока Холмса в юбке», или, скорее, «Василисы Премудрой в полицейской форме» – бывшего оперуполномоченного, которая после несчастного случая становится преподавателем Университета МВД. Она обладает мужской логикой, острым умом и довольно ядовитым чувством юмора. За это ее и любят ее студенты. Вместе с ними она расследует самые загадочные и сложные преступления. Ее метод, обозначенный в названии, заключается в том, чтобы «не вычислить преступника, а понять его, просчитать дальнейшие шаги, заставить его действовать так, чтобы он сам себя выдал». В первой части сериала Екатерина Лаврова больше похожа на Снежную Королеву, которую интересуют только дела, расследования и преступники, а во второй части сериала она более «домашняя»: у нее появляется личная жизнь, чувства. И оказывается, что у этой «леди-Рэмбо» есть сердце!
После «Лавровой» у Ходченковой была еще одна главная роль. В фильме «Василиса» она сыграла Василису Кожину, бывшую крепостную, которая возглавила партизанский отряд во время Отечественной войны 1812 года. Это был также ее шаг в сторону от надоевших ей к тому моменту комедий. В фильме она скачет на коне, сражается на мечах (не всегда сама, конечно), носит крестьянские платья. Ей нравилось сниматься в этом фильме еще и потому, что не нужно было долго гримироваться: барышни-крестьянки не румянились и париков не носили, «поэтому как пришла утром в гримерную, волосы пригладили, причесали и – на площадку».
Образ Василисы Кожиной становится для Ходченковой одним из самых серьезных экспериментов в карьере, ведь впервые она стала центральной фигурой в кинопроекте с внушительным бюджетом. Кроме нее в этой картине не было известных актеров, и ей пришлось «вывозить» фильм на себе, попутно играя супер-харизматичного персонажа. Бойкая крестьянка Василиса по ходу всего повествования предстает пред нами как истинный лидер, способный влиять на умы сотен людей.
Когда Светлану Ходченкову первый раз пригласили сниматься в Голливуде, она сыграла эпизодическую роль в фильме «Шпион, выйди вон!». На экране она появилась не больше, чем на пять минут. Ее героиня – русская женщина Ирина, которая влюбляется в британского шпиона и погибает от его предательства. Ей понравилось работать с режиссером Томасом Альфредсоном, потому что он «очень спокойный человек, точно знающий, чего он хочет от актера». Также она была впечатлена тем, что работала на одной съёмочной площадке с такими звездами, как Гэри Олдмен, Бенедикт Камбербэтч, Колин Фёрт. «Единственное, чего я боялась, так это того, чтобы мне не пришлось играть очередную «русскую блондинку», – говорила актриса в интервью. – Я не знаю почему, но русских актеров используют в Голливуде очень однобоко – предлагают только роли бандитов и проституток. К счастью, в этом случае мои опасения не оправдались».
Второй заход на Голливуд оказался более значимым. Ее пригласили играть злодейку Гадюку в фильме «Россомаха: Бессмертный». На эту роль изначально претендовала Джессика Билл, но сделка с актрисой сорвалась, и пригласили Светлану. Ее партнером по съемкам стал знаменитый Хью Джекман. «Те сцены, которые мне посчастливилось с ним сыграть, были потрясающими, – вспоминает она. – Помимо того, что Хью изумительный актёр, он еще и отличный партнёр. На площадке я была в общем-то чужим человеком. Чужая страна, чужой язык, совершенно другой процесс кинопроизводства. Хью Джекман помогал мне, как мог, всё время разряжал обстановку».
Ее героиня Гадюка – непревзойдённый мастер интриг. У неё огромный опыт в управлении преступными организациями, прекрасные стратегические и тактические способности. Она является одним из самых лучших в мире шпионов. Но на сто процентов отрицательным этот персонаж не получился. «Мы с режиссёром не пошли простым путём и постарались, насколько это возможно, обогатить Гадюку внутренне, – рассказывала Ходченкова. – Она не просто плохая, все её поступки обусловлены внутренними соображениями. Конечно, мне пришлось оправдывать для себя мою героиню».