09:29 27/09/2023

Крестовоздвижение: в чем смысл праздника?

Икона «Воздвижение Креста Господня»

Сентябрь для православных – особый месяц: сразу два больших двунадесятых праздника отмечаются в этот период. Первый – Рождество Пресвятой Богородицы, его отпраздновали 21 сентября. А всего через неделю, 27 сентября, Православная церковь отмечает еще один двунадесятый праздник – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Что самое главное в этот день?

«Церковные праздники очень помогают поставить главные вещи на свое место, чтобы ничто второстепенное не сдвигало их с него, – сказал в интервью MIR24.TV священник Георгий Кочетков. – Церковные праздники в этом смысле имеют огромное значение, если только мы способны их правильно понять, воспринимать не как декоративное начало в жизни, а как указание на откровение, обращенное прямо в наше сердце».

«Когда человек приходит к вере, когда он приходит ко Христу – что это значит? Только одно: что человек должен открыть свое сердце для Христовой любви. Потому что Христова любовь и есть эта сила крестная. Крест есть символ трагической судьбы любви в этом мире – «мире, лежащем во зле», – говорит отец Георгий.

Как говорит священник, в прошлые века христиане часто стремились к благочестию, но это была хоть и актуальная, но еще ветхозаветная задача – исполнить заповедь как закон. «И многим казалось, этого достаточно, в этом, якобы, и есть христианство – жить благочестиво, не грешить. Но XX век жестко все поставил на свои места. Он показал, что этого еще недостаточно. Он показал нам, что действительно побеждает тот человек, который несет свой крест», – объясняет отец Георгий Кочетков.

«Крест так же вечен, как Христово Воскресение. Победа Жизни вечной оказалась возможной только постольку, поскольку была принесена голгофская жертва, т. е. открылась Христова любовь, обращенная ко всем и ко всему», – говорит отец Георгий.

О каких событиях напоминает праздник?

Человек современный, привыкший к техническому языку ХХ столетия, слово «воздвижение», скорее всего, воспринимает как «строительство, возведение». А вот его далекий предок, живший в первом тысячелетии, хорошо понимал, что воздвигнуть – значит поднять. «На камне сем воздвигнется Церковь моя», – говорил Иисус о Петре, и здесь слово «воздвигнется» объединило оба смысла: она и была построена, и поднялась.

Именно день поднятия Креста Господня и празднуют православные 27 сентября. Если говорить об истории этого праздника коротко, то отмечается он в честь нового обретения орудия казни Христа после трех столетий его поисков. Крест Господень был воздвигнут, то есть поднят, для всеобщего обозрения, и верующие, видя его, молились: «Господи, помилуй!».

На иконах, фресках и миниатюрах, которые посвящены обретению и воздвижению Креста Господня, как правило, изображены двое – мужчина и женщина. Это равноапостольные император Константин Великий и его мать Елена, причисленные к лику святых. Они удостоились этого не в последнюю очередь за то, что именно их стараниями был обретен Крест, а на местах в Палестине, связанных с Христом, были выстроены величественные храмы.

Согласно традиции, в 326 году святая равноапостольная Елена отправилась в Палестину по просьбе своего сына именно для того, чтобы найти Крест Господень. Сделать это оказалось непросто: за три столетия, прошедшие со дня смерти и воскрешения Христа, многие подробности оказались забыты или старательно замалчивались. Так случилось и со сведениями о том, где именно спрятан Крест. Согласно самой распространенной церковной легенде, найти его помог (и то не по своей воле) иудей по имени Иуда, который после допроса открыл Елене и ее верным тайное место. Им оказалось подземелье под храмом Венеры, неподалеку от места казни Иисуса. Повелением матери императора языческий храм был разрушен, и под ним действительно обнаружили грот, где лежали три креста, и отдельно от них – табличка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Чтобы узнать, какой из крестов есть Крест Господень, иерусалимский патриарх Макарий, сопровождавший Елену, предложил поочередно прикладывать каждый к тяжело больной женщине, надеясь, что орудие казни Христовой исцелит ее. Так и случилось, причем кроме исцеленной женщины, Крест Господень вернул к жизни умершего, которого в тот момент проносили мимо, чтобы хоронить.

Весть о том, что обретен Крест Господень, быстро разнеслась по Палестине, и вскоре, как писал хронист, бесчисленное множество верующих стеклось в то место, чтобы поклониться святыне. И столь велико было число людей, что никак не могли все они прикоснуться к Кресту. И тогда патриарх Макарий встал на возвышенное место и несколько раз воздвигал, то есть поднимал святыню.

Именно так и изображает Крестовоздвижение русская иконописная традиция. На фоне одноглавого храма – скопление людей, над которыми возвышается стоящий на амвоне Патриарх, держащий в поднятых руках Крест Господень. А справа от него стоят святые равноапостольные Константин Великий и Елена – те, кто посвятил свою жизнь поискам и прославлениям свидетельств чудес Христовых.

Почему император Ираклий не смог переступить порог храма?

Но источники сообщают, что это обретение стало первым, поскольку затем случилось и второе, когда Крест Господень пришлось вызволять из плена неверующих. В 614 году персидский царь Хосров II захватил и разграбил Иерусалим, вывезя из него и святой Крест. И лишь 14 лет спустя император Ираклий I сумел отвоевать святыню и вернуть ее из персидского плена в храм Воскресения Христова, где он хранился со дня обретения.

Интересно описание возвращения Креста в храм. Согласно церковным книгам, император Ираклий нес Крест, одетый в царские одежды, но дойдя до храма, не смог переступить его порог. Сопровождавший венценосца патриарх Захария, тоже освобожденный из персидского плена, сказал: Ангел преграждает путь во храм, ибо Тот, Кто прошел Крестным путем, совершил это в уничиженном виде. Тогда, как гласит предание, император Ираклий снял с себя царское одеяние и корону, и лишь после этого смог войти во храм с Крестом на руках.

По традиции, праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в русской церкви отмечается в течение восьми дней. Начинается он со всенощного бдения вечером 26 сентября (13 по старому стилю), а заканчивается лишь 2 октября (21 сентября по старому стилю). Все праздничные дни Крест лежит на престоле, и лишь по окончании праздника его возвращают в алтарь.