Каждую последнюю пятницу месяца на территории ереванского Каскада можно встретить группу людей, которые учатся танцевать народные танцы. Идея обучать этно-танцам всех, кто пожелает, пришла в голову руководителю ансамбля народных песен и танцев «Карин» Гагику Гиносяну. Люди разных возрастов и профессий с удовольствием обучаются народным танцам, таким как Кочари, Вер-вери, Ярхушта.
Несколько лет назад в группу любителей народных танцев пришел и программист Карен Азизбекян. После напряженного рабочего дня народные танцы были настоящим глотком свежего воздуха. Так уж сложилось, что детство пришлось на 80-е годы, когда детей не принято было давать в кружок народных танцев, обучали все чаще европейским танцам, танцам народов мира. 30-летний Карен Азизбекян поначалу сильно стеснялся, однако, увидев воодушевление людей разных поколений, решил попробовать. Понравилось. Нужно просто положить руку на плечо товарища и двигаться в такт музыке. Так танцуют и Берд, и Кочари, и Шурчпар.
«Поначалу я стеснялся танцевать, потом попробовал и понял, что именно в танце раскрывается душа народа. Я принимаю участие во всех мероприятиях и всегда стараюсь приобщить к танцу тех, кто стесняется танцевать. Наше единение отражается в народных песнях и танцах. Сейчас очень много этно-коллективов, где можно танцевать», – говорит Карен Азизбекян.
Первые записи этнографических танцев сделал великий армянский композитор Комитас еще в начале 20 века. Он описал движения восьми танцев. Однако из-за отсутствия системы графической записи движения танца, работу эту оставил своим потомкам. В 1940 году армянский этнограф, доктор наук Србуи Лисициан создала систему графической записи движений танца – кинетограмму. После нее многие этнографы стали заниматься собиранием народных танцев. С 1996 года к ним присоединился и Гагик Гиносян – руководитель ансамбля народных песен и танцев «Карин». Он начал ходить по селам и записывать танцы. Прошел по всем районам Восточной и Западной Армении. Побывал в Иране, Ливане, Сирии, США, куда бежали армянские беженцы после Геноцида армян 1915 года. Гагик Гиносян не только описывал танцы, но и изучал историю создания каждого из них. Он считает, что любимый армянский танец Кочари ведет свое начало еще с языческой эпохи.
«Танец, повторяющий телодвижение, мощь и силу дикого овна, который всегда сражается за свои территории, за свое стадо, зародился в период культа дикого овна. До сих пор, спустя века, сохранились элементы этого культа как в архитектуре, так и в быту. В архитектуре – это элементы, схожие с рогами овна. Элементы культа отразились и в танце. Ведь Кочари возник на почве поклонения овну. Группа, стоящая вереницей, поднимает ноги вверх и силой ударяет ими о землю. Такой прыжок вверх символизировал культ плодородия. До 19 века Кочари танцевали только мужчины, достигшие совершеннолетия. Когда же танец потерял свое обрядовое значение, его стали танцевать и женщины», – объясняет Гагик Гиносян.
Сегодня трудно сказать, сколько разновидностей Кочари было и есть, ведь в каждом районе этот танец танцуют по-своему. Танец подобен армянскому языку. Если в армянском языке насчитывают 65 диалектов, то и разновидностей Кочари может быть примерно столько же.
На Армянском нагорье был распространен также танец «генд», что в переводе означает «круговой». Генд танцевали всей общиной, без разделения на мужчин и женщин. В старину армяне танцевали и Вер-вери, что в переводе означает «возвышение». Это был танец птиц, предки армян верили, что птицы ближе всего к Богу, и тем самым можно было получить его благословение.
Пятый фестиваль этнографических танцев и песен «Гутан» прошел в Ереване с оглушительным успехом. Для того, чтобы принять участие в концерте под открытым небом, в армянскую столицу съехались жители со всех регионов. Для туристов это был настоящий праздник, который представил всю богатую палитру национальных песен и плясок Армении. В фестивале приняли участие два десятка этно-коллективов. Интерактивные выступления коллективов-участников фестиваля еще за неделю прошли во всех административных районах Еревана. Коллективы обучали этнографическим танцам всех желающих.
Во многом, благодаря этому, на гала-концерте был настоящий аншлаг. Огромная территория Каскада с трудом вместила всех желающих. Даже в такой тесноте зрители на своих местах без устали танцевали вместе с артистами. Организатор фестиваля «Гутан» – Арсен Казарян – популярный исполнитель народных песен. Много лет назад переехал из Сирии в Армению. Благодаря его стараниям, ежегодный фестиваль армянской национальной традиционной музыки и танца «Гутан» стал важным культурным событием в жизни страны. Его цель – сохранение и распространение танцевального и музыкального искусства. За последние пять лет число этно-коллективов выросло вдвое. Организатор фестиваля Арсен Казарян рассказал, что он и его друзья помогают не только становлению коллективов, но и возрождают давно забытые ансамбли песни и пляски.
«Я могу с уверенностью сказать, что сейчас в народе идет возрождение национального самосознания. Молодежь охотно приобщается к национальным песням и танцам. Мы помогаем им с организацией гастролей», – говорит организатор фестиваля «Гутан» Арсен Казарян.
60-летняя Сандухт Карапетян всегда участвует на фестивале «Гутан» вместе с внуками. Женщина старается, чтобы в одежде всей семьи присутствовал национальный колорит. Девушки надевают шапочки с национальным орнаментом, а мужчины специально к этому дню надевают жилеты ручной работы с национальной вышивкой. Сандухт рассказала, что ее дедушка во время Геноцида армян 1915 года бежал из провинции Зейтун, которая сейчас находится на территории Турции. Женщина уверяет, что в их семье с особым трепетом относились к национальным песням и танцам. Танцевали во время всех семейных праздников и застолий.
«В нашей семье всегда пели и танцевали. Мы не только передавали последующим поколениям эту культуру, а также создавали национальные музыкальные инструменты. Дед был мастером по изготовлению паркапзука, его делали из козьей шкуры. Этот фестиваль для меня – возвращение в детство», – рассказывает участница фестиваля «Гутан» Сандухт Карапетян.
Танцевальный этно–ансамбль «Возвращение» принимает участие в фестивале «Гутан» уже в третий раз. Для этих юношей и девушек создание коллектива – возвращение к своим истокам. Поначалу они были просто ансамблем самодеятельности. Реконструировали таразы – национальную одежду трапезунских армян, своих дедов и прадедов. По словам руководителя этно-коллектива Александра Аветисяна, репетиции они проводят по пять часов в день, оттачивают мастерство. Настойчивость коллектива дала результаты. Очень скоро профессионалы приняли их в свои ряды.
«Мы исполнили Шурчпар – это своеобразный хоровод, воинственный танец, который наши предки исполняли перед боем. Движения очень энергичные, способные настроить воина на победу, весь танец сопровождается боевыми кличами и это очень нравится зрителям», – рассказывает руководитель этно-ансамля «Возвращение»
Этнографический ансамбль «Масунк», что в переводе означает «частичка», является частичкой ансамбля под руководством Рудика Арояна, который был известен в начале 80-х. Сам художественный руководитель Рудик Ароян был потомком ванских армян, которые спаслись от Геноцида армян 1915 года. Тогда, сто лет назад, историческая Армения состояла из двенадцати провинций, и в каждой из них один и тот же танец танцевали по-своему. Рудик Ароян искал по всему миру ванских армян и снимал на кинопленку манеру их исполнения. Лусине Мкртчян, нынешний руководитель ансамбля «Масунк» рассказала, что весь архив Рудика Арояна его семья передала ансамблю «Масунк».
«Мы сохранили архив создателя нашего ансамбля в первозданном виде. Уже много лет мы ничего не меняем, подолгу пересматриваем старые записи и оттачиваем мастерство. Архив позволяет нам почувствовать характер и дух исторической провинции Ван», – говорит художественный руководитель этно-ансамбля «Масунк» Лусине Мкртчян.
В прошлом году армянские этно0коллективы побывали на фолк-фестивалях в Египте и Иордании, и везде был оглушительный успех. Этот год – не исключение. Полюбившиеся на фестивале «Гутан» ансамбли примут участие в фолк-фестивалях 2018 года.
Фото: Манвел Акопян