В 1938 году лидеры европейских стран отдали на растерзание Гитлеру небольшую Чехословакию. В историю это соглашение, подписанное фюрером, Чемберленом, Деладье и Муссолини, вошло как Мюнхенский сговор. Именно он стал прелюдией ко Второй мировой войне. Картину тех дней восстанавливал корреспондент телеканала «МИР 24» Роман Гальперин.
Сентябрь 1938 года. Европа готовится к большой войне. В центре Лондона роют окопы, населению раздают противогазы, пользоваться ими учат даже младенцев. Ярый противник войны, британский премьер-министр страны Невилл Чемберлен выступил с радиообращением к народу.
«Как ужасно, что мы должны рыть окопы из-за столкновения в далекой от нас стране между народами, о которых мы почти ничего не знаем. Как бы мы ни симпатизировали маленькой стране, столкнувшейся с большой и мощной державой, мы ни при каких обстоятельствах не можем позволить вовлечь Британскую империю в войну только по этой причине», - сказал тогда премьер-министр Британии Невилл Чемберлен.
Маленькая страна – это Чехословакия. Большая и мощная держава – Германия. В середине 1930-х Гитлер объявил всему миру, что собирается пересмотреть итоги Первой мировой войны и объединить в границах третьего рейха всех немцев.
«Значительная часть немцев проживала за территорией Германии. Больше трех миллионов проживали, например, в в Судетской области Чехословакии», – напоминает обозреватель журнала «Историк» Олег Назаров.
Земли, на которых проживали судетские немцы, были территорией Австро-Венгрии. Гитлер хотел присоединить Судетскую область. Но она была лишь поводом. Фюрер мечтал о всей Чехословакии. Ведь еще в 19 веке страна стала главным военным арсеналом Европы. Там располагались лучшие оборонные предприятия, так необходимые вермахту.
«Самое главное предприятие - «Skoda». Мы знаем, что это крупный автомобильный концерн. Но в то время он был одним из основных производителей вооружения. По качеству и характеристикам танки были на уровне мировых стандартов», – пояснил доцент факультета политологии МГУ Антон Комплеев.
Танки для Гитлера с конвейера завода «Skoda» сходили вплоть до 1945-го. По некоторым данным, Чехословакия до войны выпустила столько же военной продукции, сколько и вся Британская империя за тот же период. В Судетах Гитлера почитали. В середине 1930-х там была создана партия судетских немцев. Возглавлял ее бывший учитель физкультуры Конрад Генлейн. Берлин помогал не только деньгами, но и людьми.
Один из советских агентов сообщал: Гитлер не собирается отступать. В Судетскую область под видом туристов заброшено семь тысяч штурмовиков.
Премьер-министры Британии и Франции не хотели идти на конфликт с Гитлером. Деладье и Чемберлену нужен был мир любым путем.
«Они понимали, что война произойдет в ближайшее годы. Они думали – только не в мое премьерство, да минует меня чаша сия», – отметил кандидат исторических наук, ведущий методист «Музея победы» Дмитрий Суржик.
29 сентября 1938 года Чемберлен, Деладье и Муссолини приехали в Мюнхен в резиденцию Гитлера Фюрербау. Начались переговоры. Больше 14 часов лидеры четырех, пожалуй, сильнейших в Европе стран, решали судьбу небольшого государства. Руководство Советского Союза не позвали.
«Ни Гитлер, ни Муссолини не хотел видеть советскую сторону. Да и сам Советский Союз понимал, какое решение будет принято, и не горел желанием принимать участие в таком постыдном событии», – рассказал Антон Комплеев.
Именно Советский Союз пытался спасти Чехословакию по-настоящему. Заключил договор о взаимопомощи и еще до капитуляции предложил перебросить войска в Прагу. В транзите отказала Польша, но и без советских военных Чехословакия могла устоять.
«Чехословацкая армия численно была равно немецкой. Чехословакия армия не знала поражений. У вермахта не было подготовленных частей», – отметил Дмитрий Суржик.
Но Прага сдалась. Сделать это ее убедили старшие братья – Лондон и Париж. В советской историографии события 1938-го прозвали Мюнхенским сговором. Ведь на переговоры не пригласили и чехословацкую сторону. В Фюрербау вердикта ждали только парочка дипломатов. В зал переговоров их пригласили, когда Гитлер уже уехал.
«Ознакомили чехов с результатами и дали понять, что никакого ответа не требуется. Четыре великих страны решили судьбу Чехословакии, и с этим стоит согласиться», – сказал главный специалист Российского государственного военного архива Валерий Арцыбашев.
Деладье и Чемберлен вернулись на родину героями. Журналисты The Times писали: «Ни одного победителя, возвращающегося с поля битвы, не увенчали такими благородными лаврами». В аэропорту Хестон британского премьер-министра встречала толпа. Он кричал, что привез «мир своему поколению».
Документ, которым размахивал британский премьер-министр, – не текст мюнхенского соглашения, как принято считать, а англо-германская декларация – фактически пакт о ненападении. Его Чемберлен и Гитлер подписали в тот же день. В архивах сохранилась фотография, сделанная во время встречи.
1 октября армия вермахта зашла в Судеты. Германии отошла часть Западной Чехословакии. Под шумок немецкой агрессивны Польша оккупировала Тешинскую область. Венгрия – Закарпатскую Русь. В марте Гитлер нарушил Мюнхенские договоренности и ввел войска в Прагу, объявив о создании протектората Богемии и Моравии. Словакия же стала отдельной республикой, подконтрольной Берлину.
«Аппетит у Гитлера приходил во время еды. Чем раньше его бы попытались остановить, тем меньше крови пришлось бы проливать. Но Париж и Лондон решил умиротворять агрессора за счет интереса третьих стран», – уточнил Олег Назаров.
Через 11 месяцев после Мюнхена 1 сентября 1939 года Гитлер напал на Польшу. Практически каждый третий танк, который воевал на Восточном фронте, был чехословацкого производства. Так миротворцы из Англии и Франции своими руками вооружили фашистскую империю. Раздавив армии Европы, эти же танки в июне 1941-го двинулись на Советский Союз. Такова цена Мюнхенского сговора.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе