Российский уголовный розыск сегодня отмечает юбилей. 100 лет назад он был основан постановлением НКВД. Вначале организация противостояла политическим противникам страны, однако вскоре основной ее работой стала борьба с организованной преступностью и крупными бандами. С ветеранами уголовного розыска и его нынешними работниками встретился корреспондент «МИР 24» Максим Красоткин.
В кабинет сотрудника угрозыска Андрея Михалева заходят только по делам. И у каждого дела есть номер. От некоторых запутанных ситуаций голова пухнет, но в первую очередь – папка для бумаг.
«У меня сейчас в папке порядка десяти заявлений. По разным причинам люди пишут, пытаемся разобраться», – говорит Андрей Михалев.
Андрей – из тех, кого называют сыщиками, без них ни одно уголовное дело не может быть доведено до конца. Поиск и задержание преступников. Работа творческая.
Вот сыщики вместе со спецназом задерживают вымогателей. Те решили вспомнить «лихие 90-е», но ошиблись временами. Впрочем, на экраны такая работа попадает не часто, но в каждом деле решаются судьбы людей. Так, Андрей Михалев по пути на службу спас пенсионерку от смерти на улице.
«Я увидел человека. На вид бомж, но еще и сильно истощенный. Она даже лежала в больнице, и по медицинским показателям было истощение. Не ела несколько дней. Я подошел, поинтересовался, может помощь нужна? Она стала плакать, рассказывать о своей жизненной ситуации», – вспоминает Андрей Михалев.
Оказалось, одинокую женщину выгнал из собственной квартиры новый муж, на 30 лет младше нее. Опрос свидетелей, установление связей, полтора года оперативной работы – и мошенник предстал перед судом. В работе Андрей Михалев себя держит в форме, а форму – в шкафу дома. Еще удивляется: почему всем кажется, что она с иголочки.
Ветеран советского сыска Валентин Сергеев свой китель и вовсе надел только два раза: когда устраивался в милицию и когда уходил на пенсию, ведь светиться у «оперов» не принято. Хотя подопечные на улице все равно узнавали.
«Мы с женой идем, а навстречу такой в пыжиковой шапке, в дубленке. Поздоровались. Жена спрашивает «Это кто?» Я отвечаю «Карманный вор». Вот так вот: ты идешь в пальтишке, а он идет в дубленке», – вспоминает Валентин Сергеев.
Сколько на его счету раскрытий тяжких преступлений, никогда не считал. Но одно помнит хорошо: во время строительного бума в 70-х Москву охватила серия квартирных краж. Засады не помогали, информаторы молчали. Подвернулся случай.
«Соседи друг друга сейчас же не знают. И в то время не знали. Пятиэтажки – да, там с детства друг друга знают. А тут новостройки. Каждый день по две квартиры. И засады ставили, патрулировали… Не попадается! А потом однажды к сыщику подошла девушка, попросила помочь ковер до такси донести. Сыщик взял ковер, а потом подумал: а ковер-то откуда?», – рассказывает Валентин Сергеев.
Оказалось, домушница-одиночка просто выбивала двери и вынесла почти два грузовика чужих вещей, но сбыть не успела. Кстати, после этого милицейское руководство обратилось с предложением к строителям, чтобы те изменили нормы, и двери в новостройках открывались наружу. Эта идея, в том числе благодаря сыщикам, реализована. Правда, и с этим работы уголовному розыску хватает в любой день.
Подробнее в сюжете: Российская полиция