В сериале «Шаповалов» двое сотрудников отдела полиции – зрелый и молодой – назначаются напарниками и расследуют преступления вместе. По закону жанра, поначалу между ними возникают противоречия, но потом они становятся основой их дружбы и профессионального союза. Разумеется, не обходится без комичных ситуаций и опасных поворотов – именно на них и держатся фильмы о напарниках.
Мы вспомнили семь ярких пар в кино, которые были связаны профессиональными интересами и страстью к распутыванию преступлений.
Фото: кадр из сериала
Шаповалов (Александр Балуев) – обычный оперуполномоченный районного отдела полиции, в видавшей виды серой рубахе навыпуск и сером картузике на бритой голове, колесит на старенькой тачке по своему беспокойному району. Кроме текущих заданий, Юрий Иванович Шаповалов не брезгует и «халтурой»: распутывает множество бытовых преступлений, которые ему подкидывают знакомые. Он имеет непростой характер и твёрдые жизненные ориентиры, но ему не чужды и легкие пороки и страсти. Он имеет успех у женщин и прекрасно этим пользуется. В один прекрасный день ему в напарники дают молодого коллегу с забавной фамилией Гусь.
Поначалу, как это обычно бывает, напарники не сходятся характерами и часто спорят, но со временем конфликты сглаживаются. Это становится особенно актуально, когда у Шаповалова резко меняется жизнь: его бывшая жена погибает, и ему теперь нужно заботиться о 15-летней дочери. Балуев в роли опера чувствует себя в своей тарелке: он за кинокарьеру переиграл достаточное количество разных «геройских» ролей и умеет носить погоны – в них он бесподобен в роли Жукова. На экране он умеет быть немногословным и харизматичным. Гусь (Евгений Пронин), впрочем, не теряется на его фоне, и составляет с Шаповаловым стройный дуэт.
Два помощника мафиози Марселласа Уоллеса – черный и белый, Сэмэль Л.Джексон и Джон Траволта. Оба – исключительно спокойные и не менее кровожадные. Они ездят по городу на блестящей длинной тачке и регулярно достают стволы – чтобы выбить из кого-то долг, собрать дань или просто нагнать страху. Они неутомимы и выбивают души из людей с рвением, достойным лучшего применения. Если бы это не был фильм Траволты, то это был бы обычный боевик, а так – это кино, в котором двое довольно комичных головорезов попадают в нелепые ситуации, обсуждают бытовые вопросы и совершают убийства как бы невзначай – с легкостью и элегантностью, между разговорами про бургеры и неточным цитированием Библии.
Наверное, каждый киноман знает эпичную сцену, в которой герой Траволты танцует в ночном клубе с женой своего босса – Мией Уоллес под песню «Never can tell», а потом, когда она чуть не умирает от передозировки наркотиков, спасает ее, вставив шприц с адреналином ей прямо в сердце. Ох, уже этот Тарантино!.. Парочка Винсент – Джулс не раз была спародирована в других фильмах: «Докторе Хаусе», «Supernatural», «Симпсоны». А знаменитый уличный стрит-арт художник Бэнкси в 2007 изобразил в Лондоне пародию на Винсента и Джулса в руках с бананами вместо пистолетов.
Фото: ТАСС / Лисицын В.Т
Эти двое дружат с незапамятных времен. Один – гениальный мастер дедукции, иногда прикладывающийся к опиуму и скрипке, а второй – немногословный и впечатлительный доктор, обладающим литературным талантом. «Элементарно, Ватсон!», – снисходительно бросает Холмс, и начинает терпеливо рассказывать, как именно он понял, кто убийца. Конечно, дуэт двух сыщиков был бы не полон без миссис Хадсон – кроткой и очень корректной старушки, хозяйки квартиры, которую снимают два друга.
В кино знаменитый дуэт Холмс-Ватсон воплощали не раз. Самые яркие образы получились у пары Виталий Соломин – Василий Ливанов (Холмс в ней разговаривает голосом крокодила Гены), Роберт Дауни мл. – Джуд Лоу. Если в российской версии киноэпопеи по роману Артура Конан Дойля его персонажи – сдержанные, учтивые и несколько старомодные (какими и должны быть истинные англичане), то в версии, которую снял Гай Ричи, Холмс – почти безумный гений, который нередко пускает в ход кулаки и получает немало неприятностей от роковой Ирены Адлер. Это, пожалуй, самый неприятный Холмс, «Холмс-оторва», который дерется, грубит, появляется в кадре голым, а еще у него почти всегда лицо такое, как будто он принимает не только опиум, но и алкоголь, причем, регулярно. В противовес ему доктор Ватсон у Гая Ричи – розовощекий юнец, мечтательный и скромный. Кажется, он вдвое младше Холмса, а это в корне расходится с тем, что описано в книге.
Оба напарника работают в МУРе и вместе ловят представителей бандитской группировки «Черная кошка». Жеглов – начальник отдела по борьбе с бандитизмом. Он не расстается с пистолетом даже тогда, когда спит, а главная черта его характера – самолюбование. Он хочет быть лучшим во всем, и даже свои сапоги он полирует каждые пять минут, чем изрядно раздражает своего напарника Шарапова – молодого, но уже прошедшего войну, опера. Жеглов считает себя хорошим психологом и периодически поучает Шарапова: «Когда разговариваешь с людьми, чаще улыбайся… Даже «сволочь» можно сказать так, что человек растает от удовольствия».
В фильме «Место встречи изменить нельзя» Жеглов, которого блестяще сыграл Владимир Высоцкий, получился более человечным и близким к народу, чем в романе Вайнеров, по которому снят фильм. Изначально его персонаж задумывался, как «сталинский палач», который злоупотребляет своими полномочиями. Но Высоцкий так проникся этим героем, что буквально «застолбил» эту роль для себя и сделал все, чтобы сыграть достоверно. Но у него получился любимый всеми нами обаятельный Жеглов, который просит держать его «нежно», когда он в сцене погони стреляет по бандитской машине.
А на роль Шарапова режиссер Станислав Говорухин хотел пригласить Владимира Конкина, но руководство Мосфильма» хотело в этом образе видеть более брутального героя, аргументируя это тем, что бывший разведчик, много раз ходивший за линию фронта и зачастую возвращавшийся «с языком на плече», не мог выглядеть так, как Конкин. Тогда Говорухин пошел на хитрость: организовал пробы, на которые пригасил актеров «похуже и пожиже» Конкина, так что руководству студии пришлось уступить.
Дуэт Мела Гибсона и Дэнни Гловера в культовой серии фильмов «Смертельное оружие» можно назвать эталонным примером экранных полицейских. Они оба – ветераны Вьетнама и оба работают в полиции. Риггс в исполнении Гибсона – смел, безрассуден и горяч. Он лезет под пули, не боясь за свою жизнь. А еще он не очень любит людей. Его напарник Мюртоу, роль которого сыграл Гловер, почти полная противоположность: примерный семьянин, обожает своих родных и готовится к выходу на пенсию. Он старше Риггса и более осторожен. Несмотря на явные различия в мировоззрении и эмоциях, эти двое становятся лучшими друзьями и распутывают не одно сложное дело. Начав с истории о самоубийстве молодой девушки, герои продолжили свое сотрудничество и в других сериях «Смертельного оружия», которые были сняты после успеха первой части.
Фото: ТАСС / Dennis Van Tine
Разнополая пара полицейских или сыщиков всегда вызывает интерес: закончится ли у них постелью или нет? В случае с Малдером (Дэвид Духовны) и Скалли (Джиллиан Андерсон) этого так и не произошло. Наверное, поэтому сериал «Секретные материалы» привлекал к себе внимание так долго. Эти двое – скептичная Дана и мечтатель Фокс – участвуют в расследовании самых удивительных и «ненормальных» происшествий, связанных с чем-то таинственным и неземным. У Фокса при этом есть и личный мотив – найти свою младшую сестру, «похищенную инопланетянами». Напарники поначалу недолюбливают друг друга, но, конечно в процессе совместной работы, сближаются и становятся частью одного целого «Малдера-Скалли».
В фильме есть эпизоды, где они держатся за руки, обнимаются и несколько раз они даже близки к поцелую. В седьмом сезоне, когда Малдер женился и постарел, он признается Скалли: «Даже если бы мир рушился, ты была бы моей константой». «А ты – моей», – отвечает Скалли сквозь слезы. В одном из последних сезонов фигурирует ребенок Малдера и Скалли, но история его появления так же покрыта тайной, как и весь сериал. В начале 2015 года заявлялось, что Дэвид Духовны и Джиллиан Андерсон снова встретятся на съемочной площадке «Секретных материалов», и если это произойдет, мы, возможно, увидим счастливую семейную пару, расследующую киберпреступления в новой цифровой реальности.
Майкл Дули, простой американский полицейский из отдела по борьбе с наркотиками, получает в качестве напарника… собаку! Пса зовут Джерри Ли, и он имеет свое мнение почти на все, что происходит вокруг. Для начала он оккупирует квартиру Дули, к восторгу его невесты Трейси, но к неудовольствию самого Майкла. «А ты знаешь, что у тебя из штанов растёт зверь? – Спасибо, детка. А ещё у меня здесь собака…» Но, когда наркодилеры похищают Трейси, двум напарникам приходится находить общий язык, чтобы вместе спасти девушку и наказать главаря. Одна из самых запоминающихся сцен фильма: Джерри Ли катается от счастья по траве под песню «I feel good» Джеймса Брауна. К сожалению, собака по кличке «Котон», сыгравшая роль Джерри Ли, которая и в жизни служила в полицейском участке, спустя два года после съемок погибла при задержании преступника. А Джеймс Белуши, который сыграл Дули, завел себе аж двух немецких овчарок, которые сыграли с ним роли Джерри Ли в продолжении «Собачьей работы».