Американские сенаторы республиканец Рон Джонсон и демократ Крис Мерфи представили законопроект, предполагающий выделение миллиарда долларов на финансирование европейских энергетических проектов. По мнению Мерфи, поиск новых источников энергии позволит не только диверсифицировать энергетику и «разрушить контроль» России над Европой, но и создать рабочие места в США.
Как говорится на сайте Мерфи, «большая часть Европы полагается на энергию России», та же использует свое доминирование на европейском рынке, коррупцию, взяточничество и пропаганду для подрыва западных институтов и давления на страны ЕС. Америка инвестировала миллиарды «в укрепление военной обороны в Восточной Европе», но теперь время вспомнить про опасные последствия «энергетического удушья России», заявил сенатор.
Законопроект позволяет Агентству торговли и развития США (USTDA) и другим структурам поддерживать инвестиции частного сектора США в стратегически важные энергетические проекты в Центральной и Восточной Европе с 2019 по 2023 год. Проекты, как пишет «Коммерсантъ», включают инфраструктуру природного газа (межсетевые соединители, хранилища, объекты импорта сжиженного природного газа (СПГ) и пропускную способность обратного потока), а также электрическую инфраструктуру и интеллектуальные сети.
Американская администрация считает поставки энергоресурсов по всему миру одним из ключевых пунктов своей повестки. Летом сообщалось, что ЕС готов инвестировать в строительство новых терминалов для приема СПГ – в основном из США – при условии конкурентоспособных цен. С помощью СПГ Вашингтон хочет потеснить лидера поставок энергоресурсов на европейский рынок – Россию, чтобы не дать ей использовать поставки энергоресурсов «как способ давления на европейских партнеров». Кроме того, США резко выступают против строительства газопровода «Северный поток-2», заявляя, что он сделает Европу «зависимой от российских энергоресурсов».
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов пояснил «МИР 24»: «интеллектуальные сети» – новая перспективная тенденция, но главное – это вложения в инфраструктуру по приему сжиженного природного газа, которая позволит наращивать объем принимаемого в Европе СПГ – не только американского. «Его поставляют и Катар, и другие страны, но принципиально Штаты как продавец СПГ заинтересованы в том, чтобы максимально развить инфраструктуру по приему этого продукта в самой Европе, чтобы европейцы от трубопроводного газа все больше переходили на СПГ», – отметил аналитик.
Таким образом, Вашингтон рассчитывает сокращать предпосылки для получения природного газа из России. Но вообще в масштабах энергетического бизнеса миллиард – не так уж и много, отмечает Ремизов.
Скорее, речь идет об идеологическом вложении и символическом жесте американцев, которое призвано укрепить доверительные отношения с Европой, а не изменить энергобаланс кардинально. Политика диверсификации как источников поставок, так и энергоносителей в Европе проводится не первый год, но доля российского газа при этом остается на прежнем уровне – около 30%.
Так что принципиально нынешние обещанные США вложения на структуру энергопотребления не повлияют, но это не значит, что в долгосрочном плане Соединенным Штатам и части европейцев не удастся сократить присутствие России на европейском рынке, говорит эксперт.
Стратегическим ответом России на эти меры мог бы стать акцент на развитие российского газового комплекса как преимущественно газохимического и повышение доли продуктов газохимии в структуре поставок как на внешний, так и на внутренний рынок. Они имеют большую добавленную стоимость, и этому благоприятствуют особенности сырьевой базы, подытожил Михаил Ремизов.
Подробнее в сюжете: Россия и США