Народная артистка Грузинской ССР и Российской Федерации Тамара Гвердцители стала гостем программы «Евразия. Дословно» на телеканале «МИР 24» и поделилась воспоминаниями о своей комсомольской молодости.
Тамара Гвердцители: Все советские люди, советская молодежь были комсомольцами. Кому-то это действительно нравилось. Это было такое объединение молодежи и в масштабе школы, республики, и всего Советского Союза. Я бы хотела сказать, что это было неспроста. Я понимаю, что это идеологическая позиция, не могло быть страны без такого объединения молодежи. Потом, каждый находил, так сказать, свои радости в комсомольской жизни. Кто-то ехал на БАМ, кто-то не ехал на БАМ. В последних классах школы нас принимали в комсомол, и я хочу сказать, что я была одним из самых молодых комсомольцев, которые получили премию Всесоюзного Ленинского комсомола. Благодаря комсомолу я встречалась с такими людьми. Я не представляла, что они вот так существуют и живут в этой же стране и ходят по этим же улицам. Я думаю, что это все-таки было очень мощное объединение людей. И было понятно, что мощно существует страна, потому что уровень культуры был очень высоким. Каждый человек изъявлял желание, и его принимали в комсомол. Были, конечно, такие, которые не хотели. Они всегда были настроены против общественности. У меня и в классе такие были, и во дворе. В основном это были парни, потому что женщины все-таки больше подстраиваются под тональность общественной жизни.
Кому-то это нравилось, кому-то не нравилось. Но все молчали, никто не рассказывал, что кто-то что-то говорил. Просто комсомол очень четко видел перспективных людей и старался поддержать их. Нас приглашали на разные съезды. А моя поездка в Афганистан чего стоит. Мне было сказано, что я еду поддерживать своих сверстников. Это 82-й год, и там уже шла кровопролитная война. Естественно, услышав, что я поеду подержать своих сверстников, я поняла, что каждый из нас выполняет какую-то миссию – очень добрую, нужную, смелую. И никто не мог меня в этом переубедить. Мама очень переживала эти две недели, потому что очень тяжело, когда 19-летняя девочка попадает в такое пекло. Естественно, я видела мальчиков – моих сверстников.
Мы были молодые, нам казалось, что все прорвем, все сделаем и везде будем, кого-то поддержим, кому-то поможем. Помогали урожай собирать. Я помню, что тогда пощадили консерваторских людей, потому что им нужны были руки, чтобы играть. Благодаря комсомолу я впервые увидела наших выдающихся артистов. Были такие концерты, звучала такая музыка, такие оркестры, такая стенография. Это было уму непостижимо, и это всего лишь съезд комсомола. Страна очень много думала, как молодежи полюбить страну. Наверное, это была основная цель. Можно сказать, что люди занимались своим делом, которое они любили. Человек не мог сегодня быть спортсменом, а завтра менеджером. Не было такого. Каждый был влюблен в свою профессию. Наверное, поэтому страна и держалась столько лет. Мы были счастливы, потому что мы молодые и занимаемся своим делом. Пели, выступали на конкурсах, побеждали, получали по 80 рублей – все счастливы. Вот так и шла жизнь, и казалось, что так и надо. Естественно, многого не хватало. Действительно, была закрытая страна. Но мы понимали одно: нам дали возможность стать профессионалами, петь, танцевать. Значит, что-то сделала эта страна правильно.
Тамара Гвердцители, дочь советского кибернетика и учительницы русского языка и литературы, родилась 18 января 1956 года в Тбилиси. После школы поступила в Тбилисскую консерваторию. Трижды была замужем. От первого брака у Тамары Михайловны – сын.