Перед саммитом в Турции президент России Владимир Путин и его французский коллега Эмманюэль Макрон обсудили по телефону сирийский вопрос. Президенты России и Франции поговорили о целях предстоящей встречи стран-гарантов. Об этом сообщил пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков. Искоренить террор в сирийском Идлибе пытаются почти девять лет. Об истории конфликта и поисках компромисса – в материале корреспондента телеканала «МИР 24» Глеб Стерхов.
Конец марта 2011 года, в провинции Идлиб исход кульминации «арабской весны» – вооруженные нападения на представителей власти. В конце марта оппозиционеры с оружием штурмовали штаб-квартиру городской полиции, убили 120 человек. В ответ последовало жесткое подавление армией. Именно после этого полилась большая кровь.
Через месяц в стране война, настоящая, гражданская. В 2012 году оппозиция публично объявляет о создании террористической группировки «Джебхат-ан-Нусра» (запрещена в России). Двумя годами спустя, когда уже вся республика полыхала боями ее, как и «Исламское государство» (террористическая группировка, запрещенная в России), вместе с несколькими «филиалами» признают запрещенными в России и других странах. Провинцию Идлиб с одноименной столицей сразу несколько государств назовут самым «взрывоопасным» и «стратегически» важным регионом.
Идлиб — одна из 14 областей северо-западе Сирии. До войны – население чуть менее полутора миллионов человек. Одна из главных житниц республики: там огромные садовые угодья и оливковые рощи. С северо-запада граничит с морским портом провинции Латакия, на севере – турецкий кордон. А еще через Идлиб проходит важная трасса, соединяющая север и юг страны.
Осенью 2014 года боевики порвали кольцо правительственных войск и захватили столицу провинции. Но через несколько часов с большими потерями с обеих сторон – Идлиб был отбит назад. Однако в марте 2015 года боевики бывших филиалов «Аль-Каеды» (террористическая группировка, запрещена в России) начали штурм, который длился четверо суток.
Все последующие столкновения в Идлибе шли с переменным успехом. А минувшей зимой это место западные СМИ стали называть «гадюшником» или «мусорным ведром терроризма».
Именно сюда годами стягивались бойцы десятков антиправительственных группировок. С юга, после разгрома в районе Дамаска, после поражения в Хомсе и в Хаме, через гумкоридоры. Бежали туда и с севера, из Алеппо.
В названиях многих группировок слово «Шам» – древнее имя Сирии. К началу этого года в Идлибе этих формирований скопилось такое множество, что иногда они воюют и между собой. Кроме боевиков, в Идлибе находятся около 700 тысяч мирных жителей. В случае активной войны как считает Турция – они побегут к соседям, а это невозможно. 3,5 миллиона беженцев уже пересекли границу. И это предел. Лишь в сентябре компромисс был найден. Гарантам стабильности в Сирии – России и Ирану – удалось убедить Турцию найти выход: создать демилитаризованную зону вокруг всего региона Идлиб с отводом вооружения на 20 километров по всему периметру.
Подробнее в сюжете: Ситуация в Сирии