Дельцов теневого алкогольного рынка будто бы не пугает недавнее ужесточение наказания за нелегальное производство. Почему так происходит, узнала у эксперта Михаила Смирнова корреспондент телеканала «МИР 24» Татьяна Алексеева.
- Этикетки, искусно подделанные спецмарки – все это обнаружили в подпольных цехах Пермского края. Получается, это так легко в России?
Михаил Смирнов: На самом деле, это нелегко. Здесь все-таки экономический интерес. В официально произведенной бутылке водки в цене 140 рублей забирает сразу государство. То есть в принципе государство забирает больше половины стоимости бутылки водки. Если вы не платите эти деньги, то у вас прибыль выскакивает в потолок. В свое время было такое высказывание по поводу 300%, за которые капитал совершил бы любое преступление. На самом деле, слишком большая прибыль. И на мой взгляд, допущены ошибки. Почему люди пьют спиртосодержащие жидкости? Потому что официальный алкоголь слишком дорогой. Я понимаю, можно, конечно, вообще отказаться от алкоголя, но жизнь есть жизнь, люди употребляли алкоголь и будут употреблять дальше. Он сопровождает человеческую историю десять тысяч лет как минимум. Так что в данном случае нужно менять политику не только ужесточением наказания.
- Подскажите, как же рядовому потребителю обезопасить себя от покупки поделки?
Михаил Смирнов: Подделку отличить достаточно сложно, потому что уровень полиграфии высок, можно заказать этикетку, бутылку, пробку – все это продается. Понимаете, слишком легкое производство поддельной водки. И все эти производства больше года-полутора не существуют, потом их закрывают. Но они появляются в другом месте, потому что спрос очень высок. У нас где-то примерно 40% рынка – подпольные, то есть из десяти бутылок каждая четвертая поддельная. Я имею ввиду дешевую водку, потому что дорогую подделывать смысла нет.
- Нелегалы понимают, что в случае использования яда, они отравляют людей, убивают людей. Им все равно?
Михаил Смирнов: Все производители подпольной водки хотят заработать деньги, а не отравить людей. В Иркутске произошел приступ обыкновенной жадности и плохого знания химии. Метиловый спирт стоит в четыре раза дешевле этилового. Он увидел надпись «спирт» и решил прикупить, заработать лишние деньги.
Подробнее в сюжете: Контрафакт и контрабанда