12 ноября мы празднуем Синичкин день. Это необычная традиция утверждена относительно недавно, но история праздника уходит в глубокую древность. Тогда наши предки отмечали день Святого Зиновия Синичника – покровителя лесных птиц, охотников и рыболовов. Узнайте, как праздновался этот день и какие птицы почитаются у других народов России.
Синица – птица Божья, считали древние славяне. Она находится под особым покровительством высших сил, и приносит удачу. В представлениях наших предков синица сродни Синей Птице, и потому 12 ноября хозяйки выходили на крыльцо и кидали в одну сторону кусочки сала, в другую – хлеб. Если птички сначала накидывались на сало – считалось, что у скота будет скорый приплод, а если на крошки – то дом будет «полная чаша».
Люди следили за поведением птиц. Если они собирались стайками возле домов – быть зиме холодной и морозной. Если пернатые звонко и переливчато свистели, то погода зимой будет солнечной и ясной, а если они собираются у кормушек – жди сильных снегопадов и метелей.
В Синичкин день было принято делать кормушки и заготавливать пищу для птиц, остающихся зимовать. Кроме синиц, это щеглы, снегири, сойки, свиристели. Для них делали кормушки и собирали лакомства – сало, семечки и орешки.
«Покорми птиц зимой – они послужат тебе весной», – говорили наши дедушки и бабушки, имея в виду, что пернатая команда поможет уберечь грядущий урожай от различных насекомых-вредителей.
Синицу люди любят не только за ее помощь в возделывании земли, но и наделяют ее разными чертами характера. Об этом можно судить по поговоркам: «Невелика синица, голосок востер», «Хвалилась синица хвостом море зажечь», «Синичка – воробью сестричка», «Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит».
С ней были связаны разные приметы. Например, в Воронежской, Новгородской и Белгородской губерниях свято верили, что если синица стукнет клювом в окошко, жди плохую весть. Вероятно, это было связано с поверьями, что души только что умерших людей вселяются в птиц и в их теле «приходят в гости». Впрочем, в Архангельской, Саратовской и Смоленской областях тот же самый звук предвещал весть хорошую: добро, счастье, а также праздник и веселое застолье.
Если разобраться и проанализировать поведение птиц с позиции здравого смысла, то можно понять, почему синицы залетают к нам в дом. Дело в том, что холодная погода и отсутствие корма привлекает их к нашему жилью, ведь через оконные проемы из квартир на улицу проникает запах еды и тепло. Так что не стоит бояться, что эта синяя птица привлечет беды и несчастья. Просто пташка проголодалась и намерена подкрепиться.
А помните известную поговорку: «Лучше синица в руке, чем журавль в небе»? Считается, что если вам удалось покормить синицу с руки 12 ноября, то загаданное желание обязательно сбудется. А если увидите птицу во сне – преодолеете все преграды.
Верить или не верить в древние приметы Синичкиного дня – дело личное, но сегодня позаботиться о неперелетных птицах зимой довольно просто. Ничего не стоит сделать (или купить) кормушку и подкармливать пернатых, помня, что они, как и мы – часть большой Природы, в которой все мы связаны друг с другом.
Ворон считается священным у башкир. Он – посредник между небом и Землей, Землей и загробным царством. Им даже посвящен отдельный весенний праздник – «Воронья каша».
Серая ворона почитается у северных народов как символ жизни и наступления весны: она прилетает одной из первых птиц и своим громким криком пробуждает спящую природу. В ханты-мансийских преданиях вороны – это покровители женщин и детей. В Югре «Вороний день», связанный с прилетом этих птиц и приходом тепла, празднуют каждую весну.
У народа ханты существует еще один праздник – Проводы Лебедя. Эта птица также очень почитается хантами. Праздновали совершением обряда с жертвоприношением и словами: «Ты наша священная птица, мы в гости к тебе пришли и от чистого сердца все, что нужно, с собой принесли. Скоро настанет разлука, покинешь край свой родной. Мы ждем твоего возвращения весной. На своих могучих крыльях несись над горами, тайгой! Ясного неба желаем тебе над нашей прекрасной землей»
Стерх – персонаж многих мифологических произведений ханты, манси, якутов и других северных и дальневосточных народов. Он – воплощение наблюдающего за миром людей божества Мир-Суснэ-хума, сына верховного бога Нум Торума. На болота, где гнездится стерх, ступать было запрещено, и места эти становились естественными заповедниками, где укрывались и другие птицы. У многих северных народов есть традиционный танец, в котором исполнители подражают птицам: подпрыгивают то на одной, то на другой ноге, взмахивают руками, словно крыльями, вытягивают шею, воспроизводят курлыканье птицы.
Орел занимает особое место в песнях и легендах народов Кавказа. Его изображение можно увидеть на гербах трех северокавказских республик: Дагестана, Кабардино-Балкарии и Ингушетии. Здесь придуман танец лезгинка, в котором движения похожи на то, как двигается орел: мужчины, раскинув руки – «крылья», плавно описывает круги, словно высматривает добычу. В легендах Кавказа орлы помогают героям в трудных ситуациях, выносят их из подземелий и дают своевременные советы.
Малочисленные народы Сибири тоже почитают орла. Орочи считали его основателем всего рода человеческого или прародителем первого шамана, ненцы – тем, кто приносит счастье, якуты – хозяином и повелителем солнца. У хантов считалось священным дерево, на котором свито орлиное гнездо. Поклонение орлу отразилось в традиционной бурятской культуре: перед поединком борцы исполняют танец орла. Буряты считают белоголового орла родным сыном «хозяина» Ольхона – грозного байкальского божества, обитающего в Шаманской пещере на мысе Бурхан.
Глухарь по легендам ненцев считается детским хранителем, он оберегает душу ребенка во время сна. Северяне также любят гагару – они считают, что она оберегает детей от болезней, приносит им счастье, и долголетие.
Трясогузку любят и почитают многие народы. Зыряне считают, что трясогузки поселяются на доме к удаче: «Прилетела наша весенняя птица – трясогузка! Прилетела священная пташка – зима не вернётся. Прошу Духов Неба, пусть пошлют нам долгое жаркое лето, тёплые дожди, чтобы скоро зацвели ягодники. Пусть реки и озёра рыбой полнятся, а леса – зверями».
Подробнее в сюжете: Культура и искусство