11:36 11/11/2018

Соврет, дорого возьмет: как заработать на чужой биографии

Бард Владимир Высоцкий, хоккеист Валерий Харламов или певец Фредди Меркьюри – судьбы прославленных людей всегда интересны простому обывателю. Рассказать о жизни знаменитостей наглядней всего может кинематограф. Ведь там кумир – «как настоящий» – мечтает, решает проблемы, достигает вершин. В один биографический фильм сценаристы порой вмещают всю жизнь человека. Правда, чтобы картина получилась гармоничной, им приходится многое ужимать и даже искажать факты. Что правда, а что вымысел в фильмах-байопиках расскажет корреспондент телеканала «МИР 24» Екатерина Бакушина.

Последние годы жизни писателя Александра Вампилова и его трагическая гибель на Байкале – идеей снять полнометражную картину о судьбе советского драматурга режиссер Виктор Алферов загорелся давно. Сам он родом из Бурятии и часто бывал на месте крушения лодки Вампилова. Кстати, эту сцену для достоверности снимали в конце августа: в тех же самых погодных условиях, что и во время гибели драматурга.

Практически весь сценарий – документальный. Он основан на личной переписке Вампилова с женой. А если и есть какие-то отступления от действительности, то они касаются только временных рамок. Их специально ужимали, чтобы вместить большой отрезок жизни.

«Это мой Вампилов, это мой проект. В первую очередь, мы ориентировались на свое внутреннее понимание этого драматурга, этих пьес. Когда мы сделали сценарий, сценарист приехал и показала самым близким людям: Ольге Михайловне Вампиловой и дочери. И здесь надо сказать, что они понимают, что это художественный фильм, и с чем-то они согласны, с чем-то нет», – рассказал режиссер Виктор Алферов.

Впрочем, разбавлять факты вымышленными сценами простительно для игрового кино. Свое видение личности драматурга привнес и Андрей Мерзликин – актер сыграл самого Вампилова. Но не того веселого парня, образ которого навязывали ему земляки писателя. У Мерзликина Вампилов гораздо сложнее.

«Мы могли бы снять фильм про веселого парня, это был бы веселый байопик, и мы могли бы тут все посмеяться. Все почему-то любят шаблоны, а шаблоны – это весело: гитара, много выпивки, плохое КГБ, нищая жизнь, плохое советское время. Все это лежало бы на поверхности. Просто какие-то вещи интереснее были в рассмотрении этой фигуры. И Вампилов нам эти ключи дал», – признался Мерзликин.

Фильмы-биографии – довольно популярный жанр в кинематографе. И в то же время очень спорный. Ведь превращая реального человека в киноперсонажа, сценаристы иногда искажают факты и сочиняют что-то от себя. К примеру, в байопике о Владимире Высоцком есть придуманная история с КГБ, агенты которого якобы преследовали артиста на гастролях.

Много несоответствий критики нашли и в спортивной драме «Легенда №17». Одно из них – авария, в которую попал хоккеист Валерий Харламов. В фильме она происходит после игры со «Спартаком», а в реальной жизни намного позже. Причем, в машине Харламов был не один, а с женой. Не было на советском телевидении и прямой трансляции матча из Канады.

Тасуют версии и зарубежные кинотворцы. В байопике о группе Queen и ее лидере Фредди Меркьюри зрители уже заметили несколько расхождений. Так, был придуман продюсер Рей Фостер, которого играет Майк Майерс. Его фигура понадобилась сценаристами, чтобы показать, насколько тяжело было музыкантам презентовать свою «Богемскую рапсодию». Ведь песня должна длиться 3-4 минуты, а эта получилась шестиминутной.

«Взаимоотношения между героями также несколько придуманы это сделано для того, чтобы вместить в фильм и как-то красиво упаковать. Вряд ли Фредди Меркьюри перед концертом Live Aid нашел, наконец-то, его партнера в последние годы Джима Хаттона. И именно в этот день он пришел к нему и повез его к родителям пить чай. Но это, конечно, вымысел. Для того, чтобы зрители поняли, как все было в целом», – объяснил пиар-менеджер Олег Рудаков.

Скоро в российском прокате появится еще один громкий байопик – фильм «Монстр. видения» Андрея Кончаловского. Режиссер замахнулся на жизнь легендарного скульптора Микеланджело. По прогнозам экспертов, эту историческую драму зритель сильно критиковать не станет. Ведь, чем больше времени прошло с описываемых событий, тем меньше свидетелей и желающих заявить, что такого на самом деле не было.