На Украине холода, как обычно, пришли неожиданно, а батареи остаются ледяными. Такая ситуация наблюдается от Харькова до Одессы. Это при том, что абсолютное большинство украинцев исправно платят за коммунальные услуги, даже, несмотря на постоянный рост тарифов. В итоге начался коммунальный бунт, который уже назвали ответом на «Холодомор». Кто виноват в том, что люди замерзают у себя дома, разбирался корреспондент телеканала «МИР 24» Родион Мариничев.
Они всю ночь жгли автомобильные покрышки, а утром пошли на захват власти – сценарий уже привычный. Только так жители Кривого Рога добились начала отопительного сезона. Первым пал офис «Криворожгаза», затем – пять котельных. Везде миллионные долги. Захватчики сорвали пломбы, и трубы начали наполняться горячей водой. Но дошла она не до всех квартир. У Владимира батареи как были холодными, так и остались. Приходится согреваться газом: дорого, но хоть немного теплее.
В квартире у Юлии температура не поднимается выше плюс 11 градусов. Единственным радиатором она обогревает комнату, где живут трое ее детей. Это при том, что в доме отопление включили, но формально.
«Нам его на один день дали. Потом приехала аварийка и перекрыла все. С тех пор нет ни отопления, ни тепла», – жалуется местная жительница Юлия Герасимчук.
Из-за прорыва труб, которые здесь не меняли много лет, кипяток не попал в батареи и хлынул в подвал. Теперь люди не только мерзнут, но еще и задыхаются.
«Видите, во всех подъездах двери открыты, потому что пар идет», – говорит местный житель Сергей.
В Черкасской области в городе Смела доведенные до отчаяния люди перекрыли Киевскую трассу.
«В школе холодно, в детском саду холодно, в больнице, где лежачие, тяжелобольные люди, роженицы с новорожденными, там тоже холодно. Что это такое?», – сказала местная жительница Елена.
В палате для новорожденных плюс 12 градусов. Столько же и в детском саду, в котором придумали свой способ обогрева.
«Бутылка с горячей водой, чтобы им было теплее. Они ее обнимают, и так мы деток греем», – рассказали в учреждении.
В своих квартирах замерзают более миллиона человек. Сложнее всего ситуация в Харьковской, Днепропетровской, Черкасской, Херсонской, Хмельницкой, Одесской областях. И даже в Киеве не отапливается пятая часть всех жилых домов. Для города это настолько тяжелое бремя, что в октябре мэр Виталий Кличко даже предложил отказаться от централизованного горячего водоснабжения.
«Локальная теплогенерация намного эффективнее, чем потери, которые происходят во время транспортировки при центральном теплоснабжении», – заявил Кличко.
В столице зима наступила рано: по ночам – до минус 5 градусов. Киевляне пришли греться к офису «Нафтогаза».
«Сегодня мы тут, потому что нас грабят, не уважают и заставляют замерзать», – говорят местные жители.
«Нафтогаз» для них – ругательное слово. Госкорпорация – первое звено в сложной долговой цепочке, которая и привела к «Холодомору». Именно так назвали срыв отопительного сезона.
Нафтогаз поставляет топливо так называемым «Облгазам» – это региональные, как правило, частные компании, которые обеспечивают газом местные котельные, и уже оттуда горячая вода расходится потребителям. Примерно 5% из них накопили долги за отопление. Соответственно, задолженность возникла и у «Облгазов» перед «Нафтогазом». Согласно украинскому Кодексу газораспределительных сетей, должники не могут получить топливо, пока полностью не рассчитаются. А чем дальше, тем сложнее, ведь копятся пени.
«Там сейчас более 20 млрд гривен долг «Облгаза». Фактически только пять млрд гривен – это долги реальные. Все остальное – это завышенная цена. Назовем их штрафные санкции», – отметил эксперт Института энергетических исследований Украины Юрий Корольчук.
В самом «Нафтогазе» от конфликта дистанцируются, есть лишь сухие заявления на официальном сайте: «Производители тепла накопили значительную задолженность, не придерживаются графиков ее погашения или в предыдущем периоде рассчитались с «Нафтогазом» менее чем за 90% использованного газа».
Вмешаться пришлось кабмину. В среду правительство запретило отключать газ теплоснабжающим предприятиям в отопительный сезон. Это фактически обязывает «Нафтогаз» умерить аппетиты. Несмотря на обилие должников, денег у корпорации хватает даже на премии руководству.
Солидные бонусы недавно получили глава правления Андрей Коболев и коммерческий директор Юрий Витренко.
«Они себе выплатили премию на 45 миллионов евро. И вывели их – один маме в Америку, другой жене в Лихтенштейн. А миллионы украинских граждан сидят без тепла и без газа», – рассказал лидер Радикальной партии Олег Ляшко.
Для Олега Ляшко это, по сути, предвыборное выступление. Он давно заявляет о том, что хочет стать президентом. Выборы пройдут через 4,5 месяца. Кампания фактически началась. И многие кандидаты уже сейчас разыгрывают энергетическую карту.
«Юлия Тимошенко говорит: «Вот приду и в два раза снижу, так сказать, тарифы». И так далее, и так далее. Может выиграть выборы, если вдруг американцы плюнут и скажут: «Давай!» Но ей надо снизить тарифы, а это что значит? Поменять риторику», – прокомментировал депутат Верховной рады (2006-2014 гг.) Владимир Олейник.
У Тимошенко пока самый высокий рейтинг. По данным последних соцопросов*, у нее – 15%. Действующий президент Петр Порошенко лишь на втором месте. Не помогла даже выволочка газовщикам, устроенная на этой неделе.
«Немедленно дайте людям газ и тепло под мою ответственность. Даю вам несколько часов. Мне доложить, что тепло запущено, и газ пошел», – обратился Порошенко.
Чем ниже температура дома, тем выше градус протеста на улицах. Это сегодня держит в голове каждый кандидат в президенты. Так что лозунг «Пережить зиму» уже становится предвыборным.
Опрос проводился 1-12 октября 2018 года на всей подконтрольной Киеву территории Украины. Было опрошено 2100 респондентов. Статистическая погрешность оценивается в 3%.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе