Этот остров древней культуры среди Кавказских гор расположен в 65 км от райцентра Губы и находится на высоте 2300 метров над уровнем моря. Своей труднодоступностью, культурой, уникальным языком село Хыналыг привлекает все больше туристов и путешественников. «МИР 24» рассказывает, как жители азербайджанского села Хыналыг сумели сохранить свою культуру, зачем на собственные деньги построили музей и действительно ли здесь когда-то остановился ковчег библейского Ноя.
Дорогу в село Хыналыг построили недавно, 12 лет назад. Раньше она была очень узкой, добраться сюда можно было только на лошадях.
Село находится в окружении гор Гызыл Гая, Шахдаг, Туфандаг и Хыналыг. Большую часть территории занимают субальпийские и альпийские луга. Деревья здесь не растут – только трава и кустарники. С одной стороны видны пустынные горы, а с другой – домики поселка. Здесь нет гостиниц и столовых. Туристы могут переночевать у местных жителей. Им всегда рады.
Название «Хыналыг» происходит от слова «хна» из-за особого цвета окружающих гор. Чем выше поднимаешься, тем больше захватывает дух, а панорама села как на ладони. Непередаваемая красота. Ведь непросто так Хыналыг называют «музеем под открытым небом».
Здесь люди поселились еще с древних времен. Ученые доказали, что Хыналыгу более шести тысяч лет. Население составляет две тысячи человек. В селе порядка 360 домов. Этим каменным постройкам 200-300 лет. Каждый из них представляет собой уникальную историческую ценность. Из-за крутых склонов дома стоят плотно друг к другу. Так, крыша одной постройки служит двориком дому, расположенному выше.
«Главная причина заселения – оборона. Люди специально строили дома тесно друг другу, чтобы могли оповестить о нападении врагов. Для постройки домов были использованы местные материалы – речные камни и глина. Здесь в заповеднике находится 160 исторических домов. Помимо этого на территории имеется 27 религиозно – исторических археологических памятников», – рассказал директор государственного этнографического заповедника «Хыналыг» Гасан Агаев.
Хыналыгцы считают, что эта территория связана с пророком Ноем. По здешнему поверью, увидев высокую и ровную местность, Ной бросил якорь и всем велел покинуть ковчег. Поэтому, жители села называют себя кятами – прямыми потомками библейского Ноя.
«Мы от наших дедов слышали что, во времена Всемирного потопа село Кетш стояло на склоне горы. Когда произошло сильное землетрясение, разрушившее все дома, люди которые остались в живых, перешли реку и поднялись на другую вершину. Так и появился Хыналыг», – добавил Агаев.
Уклад жизни здесь до сих пор остался таким, как и сотни лет назад. Жители в основном занимаются животноводством, а для обогрева жилища используют саманный кирпич. В этих краях деревьев растет мало и саманный кирпич. Смесь навоза и соломы заменяет топливо.
Жителям Хыналыга по сей день удалось сохранить свой уникальный язык. Древнегреческий ученый Страбон в своем труде «География» писал, что в Кавказской Албании обитали 26 племен, и в каждом племени свой язык. Хыналыгцы являются одними из них. Язык, на котором они разговаривают, не похож ни на какой другой и не имеет аналогов в мире. Несмотря на малочисленность племени – около 2000 человек – у хыналыгцев есть своя литература и поэзия. Раньше их алфавит состоял из 72 букв.
«Хыналыг – это одно село, один язык и одна нация. К сожалению, древний алфавит села не сохранился. Пять лет назад к нам приезжал академик, языковед Франкфуртского университета Павловски. Он предложил нам упростить алфавит, так как язык сам по себе очень сложный. Благодаря ему мы создали новый алфавит из 48 букв. Из них 9 гласных, остальные согласные. По новому алфавиту уже напечатаны учебники», – рассказал Агаев.
Хыналыгцы азербайджанский язык начинают осваивать только в школе. Обучение здесь ведется на родном – хыналыгском. Помимо этого дети также изучают английский язык.
В селе есть даже свой историко-этнографический музей, созданный на личные средства сельчан. Они же приносили сюда и редчайшие экспонаты. Глиняные изделия, живопись, горшки разных времен, ржавые утюги, старинное ружье, каменные книги, ковры и килимы. Например, эту обувь носили в X веке. Но до сих пор для ученых остается загадкой возраст и предназначение некоторых экспонатов. Наиболее интересные экспонаты музея – редкие рукописные книги, сохранившиеся с XV века и более поздние. Они свидетельствуют о том, что прошлое села было тесно связано с наукой.
В основном эти экспонаты собраны местными жителями. Древние прялки, рукописи, орудия труда и разные бытовые предметы, используемые людьми в 12-14 веках. Туристы здесь могут узнать все, чем люди занимались в древности. Также в этом музее находится очень много рукописей древней Османской империи. Например, хранятся воспоминания о том, как османские путешественники посещали Хыналыг.
В музее можно заметить немало туристов. Они интересуются архитектурой, методом постройки домов и историей местности. На многих Хыналыг производит неизгладимые впечатления.
«Я побывал во многих странах, но такой старины нигде не видел. Сюда добираться очень сложно, но оно стоит этого. Азербайджан имеет богатейшую историю. Сегодня на территории современного Азербайджана обнаружены многочисленные памятники доисторической эпохи и первобытной культуры», – говорит турист из Иордании Солман Джордан.
Окрестности Хыналыга считают священными землями со множеством древних святилищ, гробниц, пещер и неизученных археологических памятников, связанных с доисламским периодом. Как, например, Храм огнепоклонников. Жители села очень религиозны, исповедуют ислам. Однако до принятия этой веры они поклонялись огню. Огонь здесь до сих пор особо уважают.
В этом селе находится шесть мечетей. Самая древняя из них – Абу Муслим – относится к IX веку и находится на самой высокой точке. В свое время ислам на этой территории распространял великий арабский полководец Абу Муслим. Его именем и назвали мечеть. Недавно ее отреставрировали.
«После реставрации нам удалось сохранить некоторые высеченные шрифты. Поскольку люди поклонялись огню, на этих деревянных столбах можно заметить изображения солнца и звезд», – объяснил житель села Юсиф Шабанов.
На каменных стенах мечети можно прочесть еще одну религиозную надпись на арабском языке – «БисмиЛлах» (во имя Аллаха). Туристы с интересом фотографируются здесь.
Жизнь этого села изменилась в 2006 году, когда построили новую асфальтированную дорогу. С тех пор Хыналыг – излюбленное место туристов. За самобытность село включили в список Всемирного Нематериального Наследия ЮНЕСКО и объявили Государственным историко-архитектурным и этнографическим заповедником.
Подробнее в сюжете: Пять причин