В истории мирового хоккея его имя стоит особняком, оно окружено эпитетами в самых превосходных степенях. В энциклопедической литературе Анатолия Тарасова называют отцом русского хоккея, а созданную им «Красную машину» – доминирующей силой в международных соревнованиях. И тут ни в чем нет преувеличения. Тарасов действительно сделал советский хоккей таким, каким мы его знаем. Ему же в соавторстве с Аркадием Чернышевым принадлежит абсолютный тренерский рекорд: сборная СССР по хоккею под их началом девять лет подряд, с 1963 по 1971 год, лидировала во всех международных турнирах. 10 декабря исполняется 100 лет со дня его рождения.
По указанию Сталина
Тренеры и многие спортсмены тех лет были универсалами, и могли показывать высокие результаты в разных видах спорта. Таким был и Тарасов, начавший свой путь с капитана юношеской команды «Динамо» по хоккею с мячом, а перед войной выступавший за футбольную команду ЦДКА. Футбол его не отпускал всю жизнь: в середине 1970-х, уже будучи живой легендой хоккея с шайбой, он ненадолго вернулся в футбольный ЦСКА. Но главным делом жизни для Тарасова был, безусловно, хоккей.
В 1946 году он возглавил хоккейный клуб спортобщества ВВС МВО (Московского военного округа), только что созданного по личному указанию Иосифа Сталина. Куратором команды стал сын вождя Василий. Позднее команда станет трехкратным чемпионом СССР, но путь к «золоту» начался с трагедии. 11 членов команды погибли 7 января 1950 года под Свердловском: самолет Дуглас C-47 разбился при заходе на посадку в аэропорту Кольцово. Среди погибших был и брат Анатолия Тарасова Юрий.
Тарасов был не просто наставником, он выступал в редком теперь уже амплуа играющего тренера. Именно в таком качестве в 1947 году возглавил хоккейный клуб ЦДКА, играл до 1953 года. Вместе с командой становился чемпионом СССР в 1948—1950 годах. Хоккеистам было чему поучиться у играющего тренера: в 100 матчах он забросил 106 шайб.
Он оставался старшим тренером армейцев, составлявших основу советской хоккейной сборной, вплоть до 1974 года. За эти годы «красно-синие» многократно становились сильнейшими в чемпионатах СССР и розыгрышах Кубка страны.
Старшим тренером сборной СССР Тарасов был в 1957—1961 годы. За это время главная команда страны трижды становилась чемпионом Европы, взяла два «серебра» чемпионатов мира и «бронзу» Олимпиады 1960 года. Затем пост руководителя сборной пришлось уступить Аркадию Чернышеву, который занимал его по 1972 год, то есть практически весь самый звездный период «Красной машины». Тарасов формально перешел в роль «зама», но при этом оставался и для игроков, и для самого Чернышева незыблемым авторитетом, фактически «тренером номер один». Именно в этот период команда выиграла три Зимние Олимпиады подряд, ежегодно одерживала первенство на чемпионатах мира и Европы.
Фото: Соболев Валентин/ТАСС
Есть такая профессия
Хоккей того времени строго делился на любительский и профессиональный, хотя в этом и было определенное лукавство. Понятно, что советские хоккеисты занимались спортом профессионально, а не в свободное от работы время. Но их победы не давали покоя канадским профессионалам, которые не имели возможности выступать на чемпионатах мира и Олимпийских играх. Канадцы требовали очных поединков с советской сборной, и это стремление было обоюдным. Так созрел один из самых ярких проектов в истории хоккея – Суперсерия 1972 года. Канадцы были уверены, что выиграют все восемь встреч, но в первой же домашней игре потерпели разгромное поражение – 3:7. В итоге четыре игры остались за родоначальниками хоккея, три выиграли советские хоккеисты, одна закончилась вничью.
Как писали тогда газеты, был развеян миф о непобедимости канадцев. Но главный итог не в этом. К этим играм, на которые сборную вывел Всеволод Бобров, ее подготовила вся предыдущая история развития хоккея в стране, неразрывно связанная с фигурой Анатолия Тарасова. Именно он заложил в психологическую подготовку хоккеистов основы отношения к игре как к работе, а значит, как к профессии. Поэтому удалось осадить канадских профессионалов. Это сделали его воспитанники-армейцы Третьяк, Харламов, Петров, Михайлов, Цыганков, Гусев, Рагулин, Кузькин, Лутченко, их коллеги и соперники из «Спартака», «Динамо» и «Крыльев Советов». И в Канаде по достоинству оценили тренерское мастерство Тарасова: в 1974 году он был введен в Зал хоккейной славы в Торонто.
Фото: ИТАР-ТАСС
В кино и наяву
О Тарасове рассказывали, что он был очень экспрессивным человеком. Заводил хоккеистов своей энергией, творил и фантазировал на льду. Мог взять игроков в кулак, а мог дать им полную свободу действий: мол, вы же мастера, и без меня все знаете.
Однажды случилось так, что характер стоил Тарасову звания заслуженного тренера СССР. Дело было в 1969 году, во время матча ЦСКА и «Спартака», в котором решалась судьба золотых медалей. Тарасов решил, что судьи незаслуженно не засчитали шайбу, заброшенную армейцами в третьем периоде, и в знак протеста увел команду в раздевалку – несмотря на то, что на матче присутствовал генсек ЦК Леонид Брежнев. Через полчаса игру продолжили, «Спартак» стал чемпионом, а Тарасова лишили почетного звания. Впрочем, в том же году «заслуженного» ему вернули: Брежнев счел наказание чрезмерным.
Имя Анатолия Владимировича Тарасова в России не то чтобы увековечено, но им назван самолет «Аэрофлота» и даже буксир Краснознаменного Северного флота ВМФ России. Несколько раз Тарасова сыграли в кино. Это фильмы «Валерий Харламов. Дополнительное время» (в роли тренера – Владимир Стержаков), «Хоккейные игры» (Сергей Газаров и Михаил Филиппов), «Легенда № 17» (Олег Меньшиков) и «Слава» (Валерий Баринов).
Памятника Тарасову в Москве не было, но, как обещают в Мосгордуме, будет. Ему и место подобрали – вблизи ледового дворца спорта «Мегаспорт» на Ходынке. Недалеко от станции метро «ЦСКА».
Фото: Уткин Игорь/ИТАР-ТАСС
Подробнее в сюжете: Биографии и жизнеописания