Сегодня юбилей у Международной космической станции, ей исполняется 20 лет. Сотни экспедиций и тысячи уникальных экспериментов. Сами космонавты говорят: МКС – самое сложное устройство, созданное человеком. О ее прошлом, настоящем и будущем рассказал корреспондент телеканала «МИР 24» Роман Паршинцев.
С высоты 420 км над Землей не видно ни границ, ни различий между странами. Там наверху от России до Америки за каких-то полчаса можно долететь. А с Земли даже невооруженным глазом, как говорят астрономы, можно разглядеть маленькую яркую точку – это МКС.
Исторический старт корабля «Протон» с Байконура в 1998 году. Ракета вынесла на орбиту первый служебный модуль «Заря». Космонавт Сергей Крикалев и астронавт Роберт Кабана смотрели это в прямом эфире в Америке, когда готовились к старту шатла с мыса Канаверал. Через несколько дней им предстояло монтировать первые блоки МКС на орбите.
Одиннадцать суток каторжной работы в невесомости. И вот люк из российской «Заря» в американский Unity открыт. Никаких виз, тем более границ на интернациональной станции нет. Да и язык – рунглиш, смесь русского и английского.
«Меня все спрашивали, кто будет первым на космической станции. И я даже своему экипажу не говорил. А когда пришло время открыть люк, я позвал Сергея, и мы вошли на корабль одновременно, спина к спине», – вспоминает астронавт НАСА Роберт Кабана.
«Действительно, это было такое философское размышление, что вот с этого маленького открытия люка мы открываем дорогу для многолетней будущей совместной работы», – отметил начальник ФГБУ «НИИ Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина» Сергей Крикалев.
А работы за эти 20 лет было немало. Там вообще какой-то свой космический взгляд на режим дня. По десять часов каждый день, и только в субботу всего пять. Еще бы – станция полностью автономная. Сервисная служба не прилетит с Земли, все сами. Как гигантский конструктор, МКС растет и надо все обслуживать.15 модулей, в основном российских и американских. С развернутыми солнечными батареями-крыльями по размерам станция, как половина Красной площади, массой – более 400 тонн.
Российский жилой модуль на МКС почти такой же, как на предыдущей станции «Мир» – настоящий дом на орбите. Правда, он не такой просторный, как модуль американский. Зато здесь есть свое рациональное зерно. Все узлы управления доступны изнутри, а чтобы что-то поменять или отремонтировать, необязательно каждый раз выходить в открытый космос.
Еще эксперименты всякие запланированы, задания с Земли присылают. Одних только центров управления – пять в разных странах. Станция-то международная. А эти сверхлюди всегда в приподнятом настроении. Еще бы: у них постоянно ощущение полета.
«А теперь я лечу обратно вверх, как супермен», – говорит космонавт.
И все-таки тоска по земному притяжению за долгие месяцы свободного парения тоже иногда одолевает.
«Ты полгода висишь, сесть не можешь, чашку поставить не сможешь, а чай пьешь из пакетиков», – посетовал летчик-космонавт России Федор Юрчихин.
Изначально МКС планировали на 15 лет эксплуатации. То есть 20 лет – уже перелет. Сегодня срок службы станции продлили еще на шесть лет. А там, говорят в Роскосмосе, глядишь, и до 2028 года полетает. Так что на МКС еще не один такой музыкальный клип снять могут.
Подробнее в сюжете: МКС